Выпуск No34, 5 мая 2002 г.

ПАСХА! ГОСПОДНЯ ПАСХА!

Поздравляем всех с Воскресением Христовым!

"Пасха! Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас — праздников праздник и торжество торжеств; она столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы, сколько солнце превосходит звезды.

Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях? Это — вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого больше у рабов мира сего. Нет, принесем самих себя — стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное. Воздадим Образу сотворенное по образу: познаем наше достоинство, уразумеем силу таинства настоящего праздника. Уподобимся Христу, поскольку Христос уподобился нам. Соделаемся ради Него Богами, потому что Он стал ради нас человеком. Он восприял худшее, чтобы дать нам лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою, принял образ раба, чтобы нам получить свободу, снишел, чтобы нам вознестись, был искушен, чтобы нам победить, претерпел безславие, чтобы нас прославить, умер, чтобы нас спасти, вознесся, чтобы привлечь лежащих в греховном падении.

Никто не принесет Ему ничего лучше, как если принесет самого себя, сделается для Него всем, как и Он сделался всем для нас".

Святитель Григорий Богослов


Во Святой земле, в Иерусалиме, есть небольшое, вроде бы ничем не приметное место. Но события, происходившие там, вышли за границы просто исторических, вышли за пределы просто истории. Они стали принадлежностью нестареющей вечности. И в эту вечность они ведут нас, соединяя с Единым Богом.

СИОНСКАЯ ГОРНИЦА

Когда приблизился праздник пасхи иудейской, Господь обратился к Петру и Иоанну с просьбой приготовить праздничную пасхальную трапезу, которую Он желал разделить со Своими учениками. На их вопрос, где устроить трапезу, Иисус ответствовал, что у господских ворот им встретится человек, несущий кувшин воды, им следует пойти за ним, и в доме, куда тот войдёт, хозяин укажет большую убранную горницу для праздничного ужина. Ученики сделали всё, как велел Учитель, и приготовили пасху. В четверг вечером Он встретился с апостолами в указанном Им доме на холме Сион.

По выходе из Сионских ворот Старого города на юго-восточной оконечности Сионского плоскогорья видна группа зданий, среди которых находится одно, внешне ничем не примечательное. Здесь была та "велия, постлана, готова" горница, в которой совершена Тайная вечеря; здесь Спаситель умыл ноги ученикам Своим, предсказав им Свои вольные страдания и утверждая их в вере и любви; отсюда Он вышел с учениками в сад Гефсиманский; собравшимся здесь апостолам явился Господь по воскресении Своём и, утешая их, преподал им благодать Духа Святого; здесь вторично Он явился, чтобы уверить апостола Фому в Своём воскресении; здесь на место отпавшего предателя Иуды, был избран Матфей; здесь в день Пятидесятницы сошёл Дух Святой на апостолов в виде огненных языков; здесь состоялся первый Иерусалимский Апостольский Собор; здесь евангелист Иоанн совершал первую литургию для Пресвятой Богородицы; здесь обитала около 24-х лет Пресвятая Богоматерь под кровом первой церкви Своего Сына.

Здание, занявшее место первой христианской церкви, "матери всех церквей", сохранило форму и расположение древней церкви: оно делится на две части — верхнюю и нижнюю. Нижняя часть здания раньше соединялась лестницей с верхней частью, где находятся две комнаты равной величины. В обеих комнатах своды поддерживаются двумя колоннами. Первую комнату называют горницей Тайной вечери, а вторую — местом сошествия Святого Духа на апостолов.

Господь желал вкусить праздничную пасху с учениками своими, потому что она была последней перед Его страданиями и смертью и потому что на ней должно было состояться установление таинства Евхаристии или Святого Причащения (отсюда и название "тайная").

Во время трапезы Господь взял хлеб, благословил его, преломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарил Бога Отца за все милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: Пийте от нея вси; сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаема во оставление грехов.

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22,8-20). Поэтому таинство Евхаристии совершается и будет совершаться в Православной Церкви до скончания века.

Во время Тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Иуде, получившему уже свои тридцать сребреников от иудейских первосвященников за будущее предательство, Он сказал: Что делаешь, делай скорее. Иуда сразу покинул горницу Тайной вечери.

Скромная апостольская церковь сионская при Константине и Елене была расширена и устроена более великолепно; в числе многих колонн, находившихся внутри церкви, была и колонна, у которой бичевали привязанного Спасителя. Антонин из Пляценции (600г. по Р.Х.), упоминая о церкви на Сионе, говорит, что в ней хранилась чаша, в которой по вознесении Иисуса Христа на небо апостолы совершали бескровную жертву, завещанную им Божественным Учителем.

"ОДИГИТРИЯ", Пасхальный выпуск 2000г.


Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!

Напоминаем, что в радостные дни Светлой Седмицы, Церковь разрешает своим чадам подходить к Причастию без обычного приготовления — чтения канонов (Покаянного, Богородичного, Ангелу Хранителю) и говения (дней воздержания от пищи животного происхождения). В эти дни, накануне Причастия, читают только Пасхальный канон и Последование ко святому Причащению; вместо утренних и вечерних молитв читаются Часы Святой Пасхи. К Причастию, как обычно, приступают натощак.

Всю Пасхальную неделю, перед вкушением пищи, вместо обычных молитв поётся тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!"


В наше время приходится слышать: "А почему вы думаете, что только православная вера — истинная? А католики говорят, что их вера истинная". Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что православная вера дана Самим Господом его апостолам и сохранена в неизменном виде только в Святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших. Эти ежегодные знамения суть: схождение огня на Гроб Господень, явление на Преображение Господне облака на горе Фаворе и распускание вербы в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

ПРОСВЕЩАЮЩАЯ БЛАГОДАТЬ

Так назвал эту статью человек, своими глазами видевший схождение Благодатного огня, в течении нескольких лет неся послушание в Иерусалимском храме Воскресения Христова. И мы безоговорочно приняли это название, так как увиденное и ощутимое действие Благодати Божией поставило свою печать на его сердце "и от избытка сердца сказали уста".

С того субботнего утра, когда апостол Петр, прибежав к пустому Гробу и наклонившись, "увидел свет" в нём, православные празднуют явление Небесного огня на Святом Гробе Господнем.

Празднование Святого, или Благодатного, огня принадлежит исключительно Иерусалиму, происходит явление этой благодати всегда по православному календарю, и получает Святой огонь Иерусалимский Патриарх.

В Великую субботу с раннего утра в храм Святого Гроба стекаются находящиеся в Иерусалиме паломники всех христианских конфессий, кроме католиков, и большая часть местных православных арабов и располагаются в разных частях храма, где кто найдёт для себя более удобным. Все находящиеся в храме светильники и лампады тушатся. Традиционные арабские стражники — кавасы и многочисленные еврейские охранники располагаются внутри Кувуклии и в центральных местах храма во избежание могущих произойти беспорядков при скоплении в храме в этот день стольких людей.

Перед началом великосубботней заутрени арабы православного исповедания совершают дозволенный с давних лет обычай выражения радости по поводу появления Благодатного огня: шумной толпой они обегают три раза вокруг Кувуклии, бьют в ладоши, громко восклицая: "Господи, помилуй!" и "Нет другой веры, кроме веры православной!". Несколько лет назад арабов в Великую Субботу в храм не пустили из-за шумного поведения. Патриарх и паломники со всего света стали молиться о схождении Благодатного огня. Огня не было. Молитва продолжалась. Огня по-прежнему не было. Всех охватила тревога: прогневили мы Бога, подумали христиане, усилив свою молитву. Прошло два часа — огонь не сходил. На исходе третьего часа патриарх велел впустить в храм арабов. Они не вошли, а ворвались в дверной проем с гиканьем, танцами, оглушительным барабанным боем — и в ту же секунду на Гроб Господень сошел Благодатный огонь!

Вход в Кувуклию запирается и запечатывается особой восковой печатью (кустодиею) привратников Храма Святого Гроба. В алтарь греческой соборной церкви входят: Патриарх Иерусалимский, а в отсутствие его один из архиереев Иерусалимской Церкви и всё православное духовенство. По наступлении определённого часа разоблаченный Патриарх или митрополит, в одном белом подризнике, со связкой свечей, назначенных для принятия Святого огня, предшествуемый всем духовенством в полном блестящем облачении, направляется к часовне Святого Гроба при пении: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех… Процессия трижды обходит Святую Кувуклию. После литии печать с дверей снимается, и Иерусалимский Патриарх входит в вертеп Святого Гроба, затворив за собою входную дверь, а духовенство возвращается в алтарь соборной церкви.

Патриарх идёт к ложу Спасителя и, преклонив колено, со слезами молится Господу Спасителю о том, чтобы Он светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке, а верующим в Него даровал ходить во свете заповедей Его, как сынам света.

В эти торжественные минуты волнение в храме утихает: все исполняются напряжённым ожиданием, и мёртвая тишина царствует во всех концах обширного и многолюдного собрания верующих. Вдруг громовой, разноязыкий крик 30-и тысячной толпы, потрясающий нервы, раздаётся под высокими сводами храма. В Кувуклии показывается голубой сполох огня, затем ещё и ещё один… Через несколько секунд Патриарх начинает передавать зажжённые свечи молящимся. Пламя моментально распространяется по всему храму.

Благодатный огонь в первые минуты своего явления (достаточного для 40-кратного прочтения "Господи, помилуй!") не обжигает, и восторженные богомольцы купают в нём лица, бороды, прикладывают к телу. Все радуются и ликуют. При звуке колоколов, треске железных клепал, при пронзительных радостных криков женщин и при освящении храма в 30 тысяч огней, Иерусалимский Патриарх возвращается обратно в соборный алтарь, где немедленно начинается великосубботняя заутреня. С этого момента все потушенные в церквях Иерусалима и окрестных селениях огни зажигаются.

Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую субботу на тридневном ложе Спасителя, поддерживается в Кувуклии и на Голгофе целый год и тушится только накануне следующего великосубботнего дня.

"ОДИГИТРИЯ", Пасхальный выпуск 2000г.


ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют три синоптических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова... Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба" (Мк.15,43-47). Как это ни удивительно, но мы имеем все основания полагать, что та Плащаница, в которой Иосиф и Никодим погребли тело умершего Иисуса Христа, сохранилась до наших дней. В далеком городе Турине на севере Италии, в кафедральном соборе, высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемыми стеклами и системой сигнализации, запечатанная в драгоценном ковчеге, скрытая от взоров посторонних хранится Плащаница Иисуса Христа, которая таинственным образом несет на себе изображение Его распятого тела.

Для беспристрастного наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг ко другу, голова к голове. На одной половине Плащаницы — образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине — то же тело изображено со спины. Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом — желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку — большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Вся совокупность полученных исследователями фактов свидетельствует о том, что образ на Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Прошло уже более ста лет с того момента, когда итальянскому фотографу Секондо Пиа было разрешено сделать первые фотографии Туринской Плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал, что во время обработки полученных негативов во мраке фотолаборатории он вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие, — а именно, что на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, и что позитивное изображение Его лика можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы.

Замечательно, что тот лик Иисуса Христа, который мы сейчас знаем по фотографиям, сделанным с Туринской Плащаницы, и который так похож на образ с иконы "Нерукотворный Спас", появился всего лишь сто лет назад, и возник он благодаря достижениям тогдашней науки и техники. Плащаница как бы открыла свое лицо, и с того времени она заговорила с учеными на языке понятном только для специалистов — на языке физических измерений и математических вычислений. Начался полный драматизма и неожиданных открытий процесс постижения Божьего послания, которое несет в себе Плащаница. Поэтому исследование Плащаницы ни в коем случае нельзя сводить лишь к решению вопроса о ее подлинности. Вопрос стоит гораздо шире. Если Плащаница подлинна, — а для этого имеются веские основания, — то гораздо важнее узнать то, что она хочет нам сказать.

Для физиков, биохимиков, криминалистов, медицинских экспертов Плащаница стала неким пятым евангелием, повествующем о смерти и Воскресении Иисуса Христа, запечатанным свитком, который они начинают приоткрывать. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница "говорит" нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, причем один из них был ниже ростом, а их бичи были со специальными металлическими окончаниями, как это было принято в римской армии. Ударов плетью было не менее 40, и они покрывали всю спину, грудь и ноги, вырывая мясо и проникая до кости. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но то, что это был не способ уничижения, а продолжение пыток, мы также "узнаем" от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь сильны, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях, — заушение Иисуса Христа, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения. По направлениям струек крови из ран от гвоздей, вонзенных в запястья и в ступни ног, специалисты могут даже воссоздать положение тела Иисуса Христа на кресте. Историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Плащанице был распят по древнеримским обычаям. Плащаница свидетельствует о голгофских страданиях Иисуса Христа, и для исследователей евангельские события становятся почти осязаемыми.

Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт… На лице многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на той же стороне подбородка… Борода и волосы, разделенные посередине, ниспадание длинных волос к плечам, маленькая косичка из волос — все говорит о том, что перед нами не грек и не римлянин. Перед нами человек, принадлежащий к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев или арабов. Этнологи обнаружили, что человек на Плащанице относился по природному типу к иудеям сефардам (современные евреи делятся на два типа: сефардов и ашкенази, из которых сефарды представляют генетических наследников древних иудеев, а тип ашкенази возник гораздо позже как результат смешения семитской и тюркской крови). Исследования позволили оценить его рост около 180 см, а возраст между 30 и 45 годами. Длина же Плащаницы практически точно выражается в единицах древней меры длины — два на восемь локтей.

Прошло две тысячи лет, но на изображении еще видна отметина от тяжелой перекладины из дуба, несомой на правом плече к месту казни — ОН нес именно перекладину, а не целый крест. Такое же дважды пораненное место имеется в нижней части левой лопатки. На коленях ушибы; когда ОН падал, то перекладина сильно травмировала нижнюю часть левой лопатки. На казнь ОН шел босым: в области правой пятки полотно впитало много следов земли и пыли. Падал плашмя и не мог помочь Себе руками, привязанными к балке: на кончике носа, на колене — тот же тип пыли, что и на пятке. Потом Его прибивали ко кресту 15-сантиметровыми квадратными гвоздями со стороной 9 мм — но гвозди прошли не через ладони, как привычно это изображается на иконах, а между костями запястья, чтобы тело не разорвало ладони под собственной тяжестью. В центре правой, плотно прижатой к бревну стопы заколочен также квадратный гвоздь с большой шляпкой. Второй гвоздь пронзает повернутую левую ступню, прижимая ее пальцы к правой. При этом Страдалец постоянно пытается подтянуться и вдохнуть воздуха — иначе ОН умрет от удушья — что в конце концов и происходит. Однако, каждое подтягивание требует проворачивания рук вокруг квадрата гвоздей, причиняя огромную боль... С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, на теле есть овальный прокол 4,5 на 1,5 см, причиненный острым колющим предметом. Все авторитетные ученые согласны, что рану нанесли после смерти. Легионеры специально учились наносить смертельные ранения в сердце именно с этой стороны, где оно оставалось без прикрытия щитом: "Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (Ин.19;33-34).

Сегодня в мире существует пять точных фотографических копий плащаницы, и одна из них освящена патриархом Алексием Вторым и выставлена для поклонения в качестве иконы в Сретенском монастыре в Москве. Здесь же находится и Московский центр изучения Туринской плащаницы, материалы которого я использовал при написании данной статьи.

А. Пономарев


Мы, православные христиане, не нуждаемся в доказательствах т.к. самое главное — вопросы веры, богословия — не постигается умом, (рацио), а сердцем. Но неверам необходимы — логические доводы, веские научные аргументы; и желательно от людей нерелигиозных вообще или хотя бы нехристиан, т.к. это, по их мнению, более убедительно и объективно.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из докладной записки в ЦК КПУ академика АН СССР, директора института литературы, А.И. Белецкого. Один из самых крупных литературоведов своего времени, специалист в области истории и теории литературы, Александр Иванович не был человеком церковным, но как самостоятельно и глубоко мыслящий учёный, смог увидеть всю ложь и невежество антирелигиозных книг и статей и создать труд "Характеристика антирелигиозной литературы", который уже после его смерти, в начале 70-х, в виде машинописного "самиздата", распространился среди людей ищущих Истину, и, возможно, помог кому-то найти путь к Ней.

ВОСКРЕСАЛ ЛИ ХРИСТОС?

По поручению ЦК КПУ мной были рассмотрены книги и статьи по антирелигиозной пропаганде... Эта литература поражает прежде всего своей невероятной отсталостью. В ней можно найти множество положений, высказанных в науке 100-150 лет назад и потом решительно отвергнутых. Во многих случаях дело обстоит гораздо хуже: здесь обнаруживаем массу грубейших извращений фактов и совершенно явных вымыслов. Авторы многих антирелигиозных произведений демонстрируют потрясающее невежество.

Основные замечания позволю себе сгруппировать следующим образом. Воскрес ли Христос? Это основной вопрос всей религии, всей философии, всех наук, касающихся воззрений человеческих, ибо воскреснуть мог только Бог. Следовательно, вопрос о Воскресении есть главный вопрос.

После некоторых важнейших открытий факт Воскресения признал к концу своей жизни никто иной, как Фридрих Энгельс: "Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории — о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе".

Правда, эти строки Энгельса неизвестны у нас — они ни разу не переводились на русский язык в изданиях Маркса и Энгельса.

За каппадокийскими открытиями, убедившими даже Энгельса, последовал еще ряд открытий, еще более важных.

Мы вернемся к советской атеистической литературе. Основанием для их отрицаний Воскресения Христова служит, как они уверяют, отсутствие свидетельств о Воскресении. Как же в действительности обстоит дело?

Лабиритиос в момент Воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от места захоронения Христа. Они ясно видели падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом небывало ярко сияющую фигурку. Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщить об этом властям.

Грек Гермизий занимал официальную должность биографа правителя Иудеи... До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. "Приблизившись ко гробу... — пишет Гермизий, — мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина, вдруг она закричала: "Открылось! Открылось!" И в этот миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека".

Сириец Эйшу, известный врач, близкий к Пилату и лечивший его, относился к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Виднейший медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей популярностью на Востоке, а потом и в Риме, он написал произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки считали, что он по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом — рядом с Леонардо да Винчи и Везалием; только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее важно то, при каких обстоятельствах Эйшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Эйшу и его помощники-медики интересовались этим с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому всё, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до Воскресения уже проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. "Мы все — врачи, стража и остальные, — пишет Эйшу, — были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами". Далее следует описание Воскресения...

Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В.П. Вузескул говорил: "Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого... Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать (причем, с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона".

Это только небольшая часть источников, где говорится, что Христос действительно воскрес. Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его.

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств мы находим у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи склонны всячески замалчивать факт Воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о Воскресении, находим таких надежных авторов, как Уриоа Гамиянин, Гапон Месопотамский, Шербум-Отоэ, Ферман из Сарепты, Манакия-врач, Навин, Миферкант. Миферкант был одним из членов Синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство 30 сребреников. Но когда после Воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Миферкант был первым из членов Синедриона, прибывших на место для расследования. Он убедился, что Воскресение свершилось. Ему довелось быть у гроба Господня почти перед самым моментом Воскресения. Он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба... Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены... Но не успел Миферкант далеко отойти, как громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Миферкант еще успел увидеть исчезающее сиянье над гробом. Все это им описано в сочинении "О правителях Палестины", которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников из истории Палестины.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы академика Нетушила, число вполне надежных свидетельств о Воскресении превышает 210, по нашим подсчетам это число еще больше — 230, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы...

Сретенский календарь-сборник 2000. — С. 177.


ДАР МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Одним из традиционных пасхальных подарков является яйцо. Обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало от апостольских времен. По преданию, вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо, Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии (Фессалоники, Греция). В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братий, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!" По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен мог подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

Давние корни имеет традиция обмена крашеными яйцами на Пасху. Известно, что на Руси, во времена правления царя Алексея Михайловича, для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных. Основными сюжетами росписи служили евангельские события, святые и двунадесятые праздники, православные храмы, церкви.

Расписывать деревянные заготовки, мастера, чаще всего — иконописцы, приглашались в Москву специально. В качестве красок использовали цветные краски из трав, серебро, золото. Очень часто русские умельцы превосходили самих себя, изготавливая к празднику оригинальные образцы. Так, мастера Тюлины для приветствия высоких особ изготовили в 1874 году яйца, которые состояли из двух половинок, вызолоченных внутри матовым золотом, и окрашенных снаружи яркой малиновой краской. Каждое яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Середину, где раскрывалось яйцо, мастера отметили орнаментом. За живопись на этих пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за большие яйца — по 25 рублей, а за малые — по 15 рублей за один раритет.

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. Вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца, часто подвесные, со сквозным отверстием, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлёй вверху для подвески под киотом с иконами. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца. Иногда, в роли "пасхального яйца" могли выступать и крупные драгоценные камни.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Мастерские Фаберже создавали пасхальные яйца для императора Александра III, императора Николая II, выполняли изящные и дорогие пасхальные подарки с сюрпризами. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойдённого уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал точных копий. "Ваше Величество будет довольно" — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, "абсолютно бесполезных" для советского государства уникальных пасхальных яиц. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал "Форбс" и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

После революции, вопреки воинствующему атеизму, обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека. Когда изготовление подарочных художественных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с "крашенками" (разукрашенными в один или несколько цветов яйцами), "писанками" (расписанными орнаментом) традиция изготовления которых была сильна в западных районах Украины и "скробанками" (особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым инструментом). Живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края — Полховском Майдане и Крутце. Основная тема росписи — растительный орнамент в сочетании с изобразительными элементами: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Чаще других мотивов и сюжетов встречались изображения петушка или курочки, солнца и др. Можно сказать, что только мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах "XВ", изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

"ОДИГИТРИЯ", Пасхальный выпуск 2000г.

Rambler's Top100
since 4.07.2002
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
since 4.07.2002
since 4.07.2002
since 15.06.2002
since 4.07.2002
Hosted by uCoz