Выпуск No30, 10 апреля 2002 г.

02.04.02 МИРОТВОРЦЫ KFOR ОБЫСКИВАЮТ ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО

На территории Дабробасанской епархии СПЦ (Босния и Герцеговина) продолжается третирование православного духовенства и верующих со стороны представителей международных сил KFOR. После недавнего варварского нападения во время охоты за «военными преступниками» на храм, школу и ряд общественных зданий и частных домов в Челебичах их очередной целью стал приходской дом парохии Српско Горажде–Копачи.

В то время, когда у иерея Новици Чебича находились гости, приходской дом был окружен вооруженными представителями KFOR и международной полиции. Представители международных сил вошли в дом и произвели обыск, которому подверглась даже кровать с одномесячным младенцем. На улице тщательному обыску подверглась также восьмилетняя дочь священника и ее подруга.

Православие.Ru


03.04.02 СОСТОЯЛОСЬ СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО, ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТОВ ПО ИЗДАНИЮ «ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»

С докладом об итогах деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» выступил его руководитель С.Л.Кравец. Отметив, что в истекшем году были выпущены в свет два тома «Православной энциклопедии», он представил подготовленный третий том издания вниманию участников заседания. В настоящее время, сообщил С.Л.Кравец, идет работа над четвертым алфавитным томом «Православной энциклопедии».

Среди наиболее значительных событий, связанных с деятельностью Церковно-научного Центра, его руководитель отметил выход в эфир еженедельной программы «Православная энциклопедия» на радиостанции «Маяк». Кроме того, в сотрудничестве с Правительством Москвы и телеканалом ТВЦ с февраля 2002 года в эфир выходит еженедельная телепрограмма «Православная энциклопедия». Начали работу пресс-служба «Православной энциклопедии» и вышел интернет-портал «Седмица.ру». Завершается редакционная работа над первым выпуском ежегодника «Русская Православная Церковь», который является приложением к «Православной энциклопедии». Министерством образования России «Православной энциклопедии» присвоен статус учебного пособия. Его Святейшество остановился в своем выступлении о перспективах работы в наступившем году и об основных проблемах издания «Православной энциклопедии». В текущем году Церковно-научному Центру предстоит выпустить четвертый и пятый алфавитные тома. В этих томах наиболее значимыми и ответственными станут статьи о великом учителе Церкви святителе Афанасии Великом, о святой горе Афон, о церковной истории и о современном положении Православия в Белоруссии и Болгарии, а также сложнейший и обширнейший свод статей по Библии и библеистике. Будут также подготовлены такие словарные статьи, как «Бог», «Богородица», «Богословие», «Брак».

Служба коммуникации ОВЦС МП


03.04.02 ДИАЛОГА С «ДИАНЕТИКОЙ» НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Состоялось очередное, уже третье в этом году судебное заседание, где рассматривалось исковое заявление прокуратуры Хабаровского края к так называемому гуманитарному центру «Дианетика».

Как уже сообщалось в прессе, в 1998 году коллективное заявление, подписанное медицинскими авторитетами и представителями образования и науки, дало ход этому делу. Не без некоторого удовлетворения отметим, что за эти четыре года кое-что истцам удалось. Прошлым летом руководитель местного отделения «Дианетики» Ольга Ухова была осуждена на три года лишения свободы за незаконное предпринимательство и отмывание денежных средств в особо крупном размере. Однако уже тогда процесс грозил затянуться, потому что прокуратура имеет большой интерес к сложным аспектам этой «новорусской» религии, в особенности к проведению «дианетиками», не имеющими специального медицинского образования, различных лечебных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, элементы бальнеологии, психотерапию.

На очистительных сеансах «одитинга» происходит грубое вмешательство в психику человека. Как отметила прокурор отдела прокуратуры края, на данный момент их больше всего интересует то, что вся деятельность сайентологов направлена на изменение личностного статуса человека. Никакой лицензии на подобные процедуры они не имеют — видимо, размеры средств, поступающих в «Дианетику» от благодарных «пациентов», дают возможность не думать о подобных мелочах.

Тем не менее перспективы у местных сайентологов отнюдь не радужные. Во многих странах их деятельность уже запрещена. Постановлением Госдумы РФ от 1996 года деятельность «Дианетики» признана деструктивной. К тому же в их красочных книжках открытым текстом говорится: «Мы нашли новый способ превращения людей в рабов». Причины для их ликвидации налицо.

Несмотря на то, что под самыми различными предлогами представители ответчика предпочитают на судебные заседания не являться, вал претензий к ним растет. И в следующий раз суд намерен заслушать наиболее активных сторонников учения Хаббарда. Если они вновь не потрудятся прийти, организацию могут ликвидировать и без их присутствия.

Религия в России


03.03.02 БУШ СОВЕРШИЛ АКТ ПОКЛОНЕНИЯ В ХРАМЕ СИНТОИЗМА В ЯПОНИИ

Буш со своей женой вошли в храм и начали хлопать, чтобы пробудить демона и затем поклониться в почтении и подписать книгу поклонения. Когда президент Буш вошел в богато украшенный прекрасный храм синтоизма, возведенный как обитель духов последнего императора Японии — Мейжи, он хлопнул один раз и глубоко поклонился, следуя общей в таких святынях этике поклонения. В это время премьер-министр Японии оставался сидеть в машине, так как ему запрещено входить в святыню согласно послевоенной конституции, написанной США. Премьер-министру Японии запрещено принимать участие в ритуалах синтоизма, так как это культ императора, который привел ко Второй Мировой Войне.

Это был акт идолопоклонства, и даже хуже, это являлось официальным и публичным поклонением идолу. Буш склонился пред святыней, где император Мейжи провозглашен богом. Усугубляется все тем, что многие христиане в Японии и Корее жестоко преследуемы только из-за того, что отказались принимать участие в ритуалах синтоизма, которые включают поклонение и почитание императора и других ложных богов. Белый Дом отказался комментировать эту историю. Государственный департамент официально сказал, что президент Буш просто выразил свое уважение, но не был вовлечен ни в какую религиозную деятельность, церемонии или обряды.

Worthy News Service


04.04.02 ОСУЩЕСТВЛЕН НОВЫЙ РУССКО-СЛАВЯНСКИЙ ПЕРЕВОД ПОКАЯННОГО КАНОНА СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Великий покаянный канон — высокодуховное поэтическое сочинение святителя Андрея Критского, писателя, жившего в конце VII в. По своему содержанию канон — это беседа с собственной душой, в которой обличаются пороки и содержится призыв к праведной святой жизни. Канон изобилует примерами из Ветхого и Нового Завета, имеющими целью показать губительные последствия греховной слепоты и явить бесконечное милосердие и любовь Божию, хотя и к падшему, но любимому творению.

К сожалению, красота духовных образов канона, библейских параллелей, тонких психологических наблюдений святителя Андрея Критского, не доступна уму молящихся. Дело в том, что старинный славянский перевод слово за словом старается передать построение греческой фразы, скрупулезно копирует не только ее порядок, но и количество слов, что привело к затемнению и даже к грубому искажению смысла некоторых тропарей канона.

Упомянутые выше недостатки славянского текста канона, равно как и желание донести его красоту и смысл до читателей и слушателей, подвигали ревнителей благочестия к осуществлению нового церковно-славянского перевода, который бы отражал построение «родной» славянской фразы, а также и к переводу его на русский язык, что и было осуществлено в конце Х1Х — начале ХХ вв. Однако, русские переводы, опубликованные в России и за рубежом, часто содержат те же неточности и ошибки, что и богослужебный печатный церковно-славянский текст. Для примера можно сослаться на 8-й тропарь 5-й песни, составленный на основании повествования книги Исход гл.1, ст. 15-21. В тропаре речь идет о благочестии еврейских повивальных бабок, посмевших отказаться, вопреки повелению фараона, предавать смерти новорожденных еврейских мужских первенцев, считая их совершенством Божественной мудрости. «И ты, душе, — говорится в заключении тропаря, — подобно Моисею, напитайся Божественной мудростью, дабы тебе спастися». Однако, и в печатных славянских богослужебных книгах (видимо, по недосмотру), и в иных известных автору русских переводах канона в этом тропаре выражена мысль, прямо противоположная повествованию Священного Писания: героические еврейские повивальные бабки выступают здесь в роли убийц еврейских первенцев. Переводчики, не удосужившись посмотреть в текст Библии, трактующий об этом эпизоде, фантазировали, тщетно пытаясь найти подлинный смысл этого замечательного тропаря вне библейского контекста. При чтении покаянного канона на современном русском языке встречаются и другие «подводные камни». Для части традиционных верующих он продолжает оставаться неким испытанием, ибо лишился мягкого звучания славянского слова и его привычных речевых оборотов. Таким образом, появилась необходимость в обновлении и уточнении русского перевода Великого канона святого Андрея Критского.

Новая русская версия Великого покаянного канона в редакции архиепископа Херсонского и Таврического Ионафана (Елецких), кандидата богословия, представляет собой опыт, в котором намеренно сохранены элементы церковно-славянской лексики и введены некоторые обороты старо-русской речевой традиции, с одновременным уточнением смысла перевода некоторых тропарей. Все это, по мнению автора, должно приблизить новый перевод к устоявшейся славянской богослужебной традиции чтения канона.

В работе над текстом владыка Ионафан опирался на существующие славянские и русские переводы с привлечением греческих источников. В переводе использовался метод расширения текстовой передачи и динамического эквивалента. Предлагаемое переложение Великого покаянного канона св. Андрея Критского на «русско-славянское наречие» предназначается по преимуществу для домашнего чтения во дни постов и перед исповедью.

Православие в Украине


04.04.02 СБУ ПЕРЕДАЛО В НАЦИОНАЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ ИМ. В.ВЕРНАДСКОГО РЕДКИЙ ПАМЯТНИК ЦЕРКОВНОЙ КНИЖНОСТИ

КИЕВ. Редкое издание, напечатанное на рубеже XVIII-XIX вв. и не зафиксированное ни в одном мировом каталоге, передали на вечное хранение в Национальную библиотеку Украины им.Вернадского работники управления СБУ в Киевской области. Эта уникальная богослужебная церковно-православная книга — старообрядческий Канонник, которая была составлена еще до реформ патриарха Никона и отпечатана в секретных типографиях Беларуси или Украины, могла навсегда исчезнуть или же осесть в частных коллекциях за границей. Вторую жизнь исторической находке дали оперативники областной спецслужбы и работники Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций, отыскав древнюю книгу в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Книга пополнит крупнейший в Украине архив кириллических древних книг Национальной библиотеки им.Вернадского. Сборник содержит избранные каноны, т.е. церковные правила. Ценность Канонника заключается не в самих текстах — памятник интересен самой историей книгопечатания старообрядцев, как наименее исследованным явлением. Таким образом, 14-миллионный книжный фонд Национальной библиотеки пополнился еще одним раритетным памятником, который впоследствии войдет в электронный каталог библиотеки и станет доступен не только специалистам-исследователям, но и широкому кругу читателей.

Православие в Украине


04.04.02 ЖИТОМИРСКОЙ ЕПАРХИИ УПЦ БУДЕТ ВОЗВРАЩЕНО СТАРИННОЕ ЗДАНИЕ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ

ЖИТОМИР. 26 марта, рассмотрев обращение епископа Житомирского и Новоград-Волынского Гурия с просьбой о возвращении в собственность Житомирской епархии УПЦ помещения на ул.Победы, 17, в Житомире, площадью 902 кв.м, которое в 1880-1921 гг. принадлежало Волынской Духовной Консистории (епархиальному управлению), сессия Житомирского областного Совета народных депутатов приняла положительное решение по данному вопросу. Контроль над выполнением решения возложен на постоянную комиссию областного совета по вопросам бюджета и коммунальной собственности.

24 марта — в день Торжества Православия — в кафедральном Спасо-Преображенском соборе г.Житомира Глава налоговой администрации Житомирщины Анатолий Петренко передал Житомирской епархии УПЦ икону Успения Божией Матери XVIII века.

Православие в Украине


04.03.02 СЛЕДУЮЩИМ ПАПОЙ МОЖЕТ СТАТЬ АФРОКАТОЛИК

Видный представитель Ватикана кардинал Йозеф Ратцингер неожиданно высказался по вопросу о преемнике Иоанна Павла II. Он недвусмысленно намекнул на возможность избрания Папы африканского происхождения. «У нас в Африке действительно есть выдающиеся личности, которыми можно восхищаться. Они вполне соответствуют такому высокому посту», — сказал кардинал корреспонденту газеты «Die Welt».

«То, что сдержанный и застенчивый кардинал, — пишет автор публикации в Berliner Zeitung, — высказывается по столь щекотливой теме, весьма необычно. Признанный теолог обычно предпочитает не затрагивать принципиальных вопросов. Плести интриги — это не его стиль. А в конце правления Иоанна Павла II у него тем более должны быть для этого серьезные основания».

Мир религий


05.04.02 АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕПИСКОПА ПОЛТАВСКОГО И КРЕМЕНЧУГСКОГО ФИЛИППА ПО ЗАЩИТЕ ПРИХОДОВ ПОЛТАВЩИНЫ ОТ ВОВЛЕЧЕНИЯ В РАСКОЛ ОБЪЯВЛЕНА ФИЛАРЕТОВЦАМИ «ДАВЛЕНИЕМ» НА ВЕРУЮЩИХ

ПОЛТАВА. На первой полосе выпуска издаваемой раскольническим «Киевским патриархатом» газеты «Християнська Україна» за 1-15 марта 2002 г. была опубликована статья секретаря «Полтавской епархии» УПЦ-КП Н.Храпача «Пилип з Московських конопель», обвиняющая канонического епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа в «захвате» на территории епархии храмов и «давлении» на их прихожан. Автор рассказывает о двух приходах — в с.Бутовцы Хорольского района и Демьяновка Семеновского района, — которые сразу после попытки перейти из УПЦ в УПЦ-КП якобы подверглись захвату. Относительно первого случая автор утверждает, что во время Рождественских праздников владыка Филипп приехал на приход в сопровождении 16 священников, «осуществил давление на волеизъявление», «заставил их покаяться и перейти в церковь Московского Патриархата», причем «все это произошло при содействии власти». «Не были услышаны наши предостережения ни в отделе по делам религий, ни в прокуратуре и только христианская совесть нашего духовенства не привела к побоищу — духовенство не обнаружило желания в святые Рождественские дни проводить собрание и не явилось в село, чем и воспользовались поддержанные властью священники Московского Патриархата», — пишет Н.Храпач. Далее он обвиняет УПЦ в захвате храма в с.Демьяновка уже через два часа после того, как его прихожане подали документы на переход в УПЦ-КП. Остальное содержание статьи, — а это более трех четвертей текста, — посвящено традиционным рассказам об УПЦ как антиукраинской и русификаторской Церкви. Автор решается даже на открытое извращение официального заявления об УПЦ-КП Вселенского Патриарха Варфоломея: «Разве не знал владыка (Филипп — ред.), что раскол Украинского православия учинен Москвой на неканоничном Харьковском соборе 1992 г.? Это подтвердил Вселенский Патриарх Варфоломей, обращаясь в письме к архиереям РПЦ в Украине, заявив, что такой церкви, как УПЦ (здесь Н.Храпач почему-то опустил приставку «КП»! — ред.), Православный мир не знает». Заканчивается статья требованием «от власти равного отношения ко всем ветвям Украинского православия, что будет гарантом единства общества и церковного мира». Интересно, раздаются ли подобные призывы со стороны УПЦ-КП в Западной Украине, где приходы УПЦ, в сравнении со структурами «Киевского патриархата», то и дело подвергаются открытой дискриминации?

Но что же было в действительности? Комментируя события в Бутовцах, газета «Відомості Полтавської єпархії» (за март-месяц 2002 г.) сообщает, что «в конце 2001 года община с.Бутовцы, подстрекаемая заезжими лицами, решила поставить вопрос о переходе в УПЦ-КП. Основанием стали слухи о предстоящем перемещении Бутовецкого священника на другой приход. Возникали недоразумения и в отношениях между священником Иоанном Куликом, настоятелем общины, и благочинным Хорольского округа протоиереем Владимиром Офиленко. Подогревали страсти и листовки, которые распространялись таким себе «общественным объединением по защите украинского православия г.Хорол». В них, в частности, говорилось о следующем: «извещаю вас, что в недавнем обострении вопроса вокруг вашей церкви, виновен в первую очередь о.Владимир из г.Хорола и его агитаторы («кликуши»), которые ввели вас в заблуждение, утверждая, что ваша церковь переходит не в «ту церковь» в «другую веру» и т.д. Все это неправда. Правда в том, что о.Владимир тайно, потихоньку, среди зимы и без вашего согласия и без всяких на то важных причин, хотел сместить о.Иоанна с его прихода и перевести на его место другого священника»… Между тем в Уставе Украинской Православной Церкви… отмечено: «приход возглавляет настоятель, которого назначает епархиальный архиерей». Значит, все разговоры о том, что «отец Владимир хочет перевести…» оказываются просто безосновательными. Но такие слухи и нагнетание напряжение сделали свое дело, и община, напуганная тем, что батюшку куда-то переведут, поверила обещаниям авторов листовок и решила… перейти в другую церковь, в Киевский Патриархат. И вот 12 января 2002 года на приход прибыл… Епископ Филипп. Владыка на собрании верующих, в присутствии председателя сельсовета и руководителя сельхозпредприятия, сразу подчеркнул, что верующие сами имеют право принадлежать к той или иной юрисдикции. Преосвященный, узнав о корне недоразумений, быстро решил все вопросы, которые казались общине фатальными. Так, Владыкой было заявлено, что священника Иоанна Кулика с прихода никуда переводить не собираются. Ввиду многочисленных недоразумений с Хорольским благочинным община подчинена благочинному из Миргорода. После этого Епископ поставил вопрос таким образом: Собирается ли община переходить в Киевский Патриархат, или остается в Украинской Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Владимиром? Ответ был единодушным: Никуда переходить не желаем. Последнее и было подтверждено письменными обращениями общины и священника к Епископу и в Отдел по делам религий Облгосадминистрации».

Обратившись к епископу Филиппу, корреспондент Пресс-службы УПЦ попросил владыку прокомментировать также и ситуацию в с.Демьяновка. Его преосвященство рассказал следующее: «Демьяновка и соседняя с ней Ивановка — два села, которые окормлял когда-то один священник. Из-за того, что оба населенных пункта погрузились в большую нищету, он не смог там удержаться. Хоть как-то сводить концы с концами местным жителям позволила торговля молоком. В село стали ездить сборщики молока. В их числе оказался член руховского движения. Однажды он собрал подписи с тех, кто обещал продолжать сдавать молоко, а потом стал оформлять по этим подписям регистрацию церковного прихода для юрисдикции «Киевского патриархата». Узнав об этом, я рукоположил для этого прихода нового священника. Никакого захвата не было. Недавно имел место еще один похожий инцидент в с.Савинцы Миргородского района. Село маленькое и бедное. Направить туда отдельного священника на постоянное жительство — это обречь его на такую нищету, что он не сможет полноценно совершать свое служение. Поэтому Савинцы окормлял наш священник из Великих Сорочинцев. Несколько жителей стали, однако, настаивать, чтобы в Савинцах был отдельный священник и, когда придет кончина, их похоронили «с батюшкой». Были поданы документы в «Киевский патриархат». Тогда с претендовавшим на этот приход священником из УПЦ-КП встретился наш священник из Великих Сорочинцев. Содержание их разговора мне неизвестно, но мой священник потом позвонил и сказал, что ко мне приедет и священник из УПЦ-КП, чтобы поговорить о его переходе в лоно УПЦ. Однако, этого визита так и не последовало. «Киевский патриархат» почему-то и здесь считает нас захватчиками».

Православие в Украине


05.04.02 СТРОИТЕЛЬСТВО КАТОЛИЧЕСКОГО ХРАМА В ПСКОВЕ ПРИОСТАНОВЛЕНО

Настоятель католического прихода в Пскове священник Кшиштоф Каролевский получил официальное предписание, подписанное начальником инспекции Госархстройнадзора области Валерием Полупановым, в котором «строительство объявляется приостановленным с 3 апреля 2002 года».

Глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич выразил серьезную озабоченность этим инцидентом и обратил внимание на странное совпадение: прекращение строительства храма наступило после обращения к властям архиепископа Евсевия. «Это очень опасный прецедент, — подчеркнул митрополит Кондрусевич. — Если он не будет внимательно исследован и не получит должной оценки, то по всей России может прокатиться волна антикатолических выступлений, последствия которых предсказать невозможно».

Русская линия


05.04.02 ВСЕ НА БОРЬБУ С ТОТАЛИТАРНЫМИ СЕКТАМИ

Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии выступил с обращением к политическим партиям Свердловской области. Как говорится в обращении, сложившаяся в стране ситуация с распространением тоталитарных сект требует решительных политических действий. Жители России, особенно молодежь, подвергаются воздействию безудержной пропаганды наркотиков, секса и насилия. Тоталитарные секты, действующие на территории страны, заманивают в свои сети лучших юношей и девушек, вербуя их при помощи самого изощренного обмана и психотехник, утверждают авторы обращения.

Миссионерский отдел предложил политическим партиям Свердловской области внести в программы отдельный пункт о борьбе с тоталитарными сектами и пропагандой насилия. В заключении обращения отмечается, что миссионерский отдел оставляет за собой право придать гласности имена политиков и названия политических партий, отказавшихся включить в программу данные пункты.

Русская линия


05.04.02 ЗАКЛЮЧЁННЫЕ СДАЛИ ЭКЗАМЕНЫ ПО ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

ЕКАТЕРИНБУРГ. Среди заключенных в последние годы становится все больше людей, искренне верующих в Бога. В колониях открываются молитвенные комнаты и даже храмы, но, начиная жить церковной жизнью, многие осужденные понимают, что им не хватает самых элементарных знаний о Православии. Именно поэтому в Екатеринбургской епархии были созданы заочные катехизаторские курсы — в ответ на письма заключенных с просьбой помочь им поступить в Свято-Тихоновский богословский институт. В программу курсов входит изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, история Православной Церкви, богослужение. Обучение рассчитано на два года. Учащимся высылаются контрольные задания, рассчитанные на самостоятельное выполнение. В настоящее время в Екатеринбурге насчитывается 13 человек, получающих знания об основах Православной веры за колючей проволокой.

Радонеж


05.04.02 СВЯЩЕННИКОВ НАКАЗАЛИ ЗА ГРЕХОПАДЕНИЕ

Двадцати священникам и диаконам Екатеринбургской епархии запрещено совершать службы. Они наказаны aрхиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием за «неспособность справиться с грехом винопития» и непослушание правящему Архиерею. Клирики не согласились с указом о переводе к новому месту службы. Запрет в священнослужении — очень суровая мера церковного наказания. Священник, по сути, уже не имеет право совершать богослужения, благословлять верующих, крестить, венчать, отпевать и, как правило, даже носить священнические одежды — крест и рясу. Вернуться к своим пасторским обязанностям священники и диаконы смогут только после искреннего покаяния и полного исправления.

Религия в России


05.04.02 ВАНДАЛЫ УНИЧТОЖИЛИ КОЛОКОЛ

В Пскове был украден 20-килограммовый колокол с колокольни церкви Петра и Павла. Кражу совершили трое молодых людей 1975, 1985 и 1984 г.р. Воры задержаны, колокол найден, но, как сообщили в управлении епархии, находка не может быть возвращена на свое законное место.

Вместе с кражей был совершен акт вандализма — древний, предположительно XVII века, колокол отлитый с надписями славянской вязью из сплава с присутствием серебра и золота, был найден разбитым кувалдой. Единственная возможность возвратить колокол церкви — отлить его заново. Но оригинальный орнамент утерян навсегда.

Отметим, что церковь располагалась на Петропавловской улице, которая потом была переименована в улицу Воровского.

InfoNews


05.04.02 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ ВЫПЛАТИТ КОМПЕНСАЦИЮ ЗАБЕРЕМЕНЕВШЕЙ ОТ СВЯЩЕННИКА ЖЕНЩИНЕ

Епархия Римско-католической Церкви округа Оранж и епархия архиепископа Лос-Анджелеса объявили о решении выплатить Лори Хей, забеременевшей от священника, компенсацию в размере 1,2 миллиона долларов.

Хей, по ее словам, забеременела от отца Джона и по его требованию была вынуждена сделать аборт. «Я никогда не смогу понять, смириться с тем, что священник заставил меня совершить аборт, который в проповедях он называл смертным грехом», — заявила Хей. Женщина также выдвинула обвинения против священника, к которому она обратилась за помощью во время имевшего место сексуального принуждения со стороны отца Ленихана. По словам пострадавшей, отец Бэрд ни только не оказал помощи, но напротив приставал к ней непристойным образом.

Как сообщили представители Церкви, отец Ленихан согласился сложить с себя сан священнослужителя. Признал ли он себя виновным, не уточняется. Второй обвиняемый — отец Бэрд — выдвинутые Хей обвинения отрицает и утверждает, что никогда с ней не встречался. Священнослужитель также обещает подать в суд за клевету, если обвинения не будут сняты самой якобы потерпевшей. Церковь пообещала принять меры для предотвращения подобных сексуальных преследований со стороны священников. В округе Оранж начато официальное разбирательство выдвинутых Хей обвинений.

Религия в России


05.04.02 АМЕРИКАНЦЫ СЧИТАЮТ, ЧТО КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАХОДИТСЯ В КРИЗИСЕ

Большинство американцев считают, что недавние скандалы, в которых замешаны священники, уличенные в сексуальных домогательствах к детям, свидетельствуют о кризисе Католической Церкви. Прихожане недовольны тем, как церковные иерархи повели себя во всей этой истории.

Как показали результаты социологического опроса, в котором приняли участие более тысячи человек (из них половина — католики), 71% говорит о кризисе. 74% считают, что иерархи пытались скрыть саму проблему сексуальных домогательств к детям со стороны священников. Особое возмущение вызывает практика перевода священников, подозреваемых в педофилии, в другие приходы.

Самым шумным скандалом такого рода стала история с пастором Бостонской епархии Джоном Гехэном. Сейчас он отбывает 10-летний срок в тюрьме за развращение малолетних. Между тем, как следует из материалов суда, бостонский кардинал и некоторые другие иерархи, зная о наклонностях Гехэна, ничего не предпринимали и продолжали передавать ему новые приходы.

80% всех опрошенных высказались за то, чтобы представители Церкви были обязаны по закону сообщать полиции о случаях сексуальных домогательств. 60% католиков считают необходимым установить законодательное требование ставить в известность о таких случаях всех прихожан.

Религия в России


05.04.02 ПОЛИЦИЯ КРАКОВА ПРИСТУПИЛА К ОХРАНЕ СИНАГОГ

ВАРШАВА. Усиленные наряды полиции, одетые в бронежилеты и вооруженные автоматами, приступили к охране краковских синагог и к патрулированию района Кажимеж, где расположены многие историко-архитектурные памятники еврейского народа. Такие меры безопасности приняты нами в связи с резким ростом напряженности на Ближнем Востоке и нападениями на синагоги во Франции. Под особый контроль взят также музей в бывшем фашистском концлагере Освенцим. Ежедневно его посещают по несколько групп еврейской молодежи из Израиля. Руководство полиции опасается, что музей может стать объектом нападения террористов.

Радонеж


08.04.02 ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОВЕТА РОССИИ

Члены Президиума Межрелигиозного совета России, объединяющего православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов, выражают серьезную обеспокоенность по поводу не прекращающегося насилия на Святой Земле. События последних месяцев привели к многочисленным жертвам, напрямую затронули места богопочитания, создали реальную угрозу осложнения межрелигиозных отношений не только на всем Ближнем Востоке, но и в мире в целом.

Мы не считаем ближневосточный конфликт религиозным. Мало того, духовные лидеры иудаизма, христианства, ислама в этом регионе многократно призывали к миру, осуждали грех насилия. Многовековой российский опыт также свидетельствует о возможности и естественности мирного сосуществования и сотрудничества последователей традиционных религий.

Человеческая жизнь для нас священна. Террористические акты, как и любое убийство невинного человека, не имеют оправдания. Мы призываем стороны конфликта вступить в диалог, нацеленный на достижение прочного и справедливого мира для всех, кто живет во Святой Земле.

Служба коммуникации ОВЦС МП


06.04.02 ПРАВОСЛАВНЫЕ НА ПАСХУ НЕ СМОГУТ РАЗМЕСТИТЬСЯ В ВИФЛЕЕМСКОМ ДОМЕ ПАЛОМНИКА

ИЕРУСАЛИМ. 5 апреля 2002 года в Вифлееме из здания паломнической гостиницы, принадлежащей Русской Православной Церкви, были выведены подразделения израильской армии, находившиеся там со 2 апреля. В этом году на Пасху на Святую Землю приедут больше чем обычно православных паломников из России, Украины и Белоруссии, однако гостиница РПЦ в Вифлееме не сможет их принять. Зданию причинен серьезный ущерб за то время, пока ее занимали подразделения израильской армии, и восстановить его в короткие сроки практически невозможно. Православные паломники стремятся попасть сейчас на Святую землю, так как неизвестно, будет ли сохраняться доступ к святыням в будущем. В настоящий момент в ходе израильско-палестинского конфликта стороны занимают и используют в качестве фактически военных объектов храмы и базилики. Дому паломника РПЦ в Вифлееме нанесен существенный ущерб, который, по предварительным подсчетам, составляет около полумиллиона долларов. Русская Духовная миссия в Иерусалиме намерена потребовать от израильского правительства возмещения ущерба, нанесенного Дому паломника.

Служба коммуникации ОВЦС МП, Радонеж, Религия в России


08.04.02 «НИКТО НЕ СТРЕЛЯЛ ПО ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ВИФЛЕЕМЕ»

«Никто не стреляет и не собирается стрелять по Церкви Рождества Христова в Вифлееме». Об этом заявил полномочный представитель посольства Израиля в Москве Аркади Мил-Ман. «Меня удивляет, что никто не говорит о том, что палестинцы ворвались в святое место, захватив заложников, однако в СМИ появляется информация о том, что израильские войска ведут обстрел церкви», — сказал он. По словам израильского дипломата, это «ложная информация». «Мы ведем переговорный процесс, чтобы находящиеся в церкви 200 палестинских боевиков сдались и мы провели серьезное расследование», — отметил Мил-Ман.

Дипломат заверил, что штурма церкви Рождества не будет. Вообще, по его словам, всем солдатам израильской армии дан приказ «отнестись с максимальной чувствительностью к святым местам».

Мир религий


08.04.02 МИТРОПОЛИТ АМЕРИКАНСКИЙ ФЕОДОСИЙ ОБЪЯВИЛ О СВОЕМ УХОДЕ НА ПОКОЙ

2 апреля 2002 года на очередном заседании Синода Автокефальной Православной Церкви в Америке Предстоятель Американской Церкви Блаженнейший Митрополит Феодосий объявил об уходе на покой по состоянию здоровья.

Синод принял решение удовлетворить прошение Митрополита Феодосия с 1 мая 2002 года. Временно управляющим Автокефальной Православной Церковью в Америке назначен митрополит Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман. Выборы нового Первоиерарха состоятся в июле 2002 года на XIII Всеамериканском конгрессе в Орландо (Флорида).

Служба коммуникации ОВЦС МП


08.04.02 МОСКОВСКАЯ МИЛИЦИЯ ГОТОВИТСЯ К ВЫЛАЗКАМ НЕОНАЦИСТОВ

В преддверии дня рождения Адольфа Гитлера московская милиция принимает необходимые меры для предотвращения выступлений экстремистов, сообщили в понедельник в УБОП ГУВД столицы. Там отметили, что лидеры экстремистского движения в Москве «активно привлекают в свои ряды молодежь, пропагандируя исключительность либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности».

По данным УБОП, в начале марта по имевшимся оперативным материалам прокуратурой Москвы было возбуждено уголовное дело в отношении одного из лидеров экстремистов по статье 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). «Подследственный является автором и исполнителем музыкальных композиций неофашистской направленности, он осуществляет подбор музыкальных композиций, продюсирование, запись и распространение фонограмм, а также организацию и проведение концертов рок-групп неофашистского толка». «Через фан-клубы производится распространение билетов на концерты неофашистской ориентации, что позволяет при отсутствии широкой рекламы собрать на такое мероприятие до 500 подростков в течение двух дней», — отметили в УБОП.

В УБОП сообщили также, что лидеры экстремистски настроенных молодежных движений «используют в своей работе принципы лидера международного движения скинхедов Яна Стюарта, основным из которых является широкое и повсеместное использование в молодежной среде рок-музыки неофашистской ориентации как наиболее мощного средства воздействия на психику подростков».

Религия в России


08.04.02 АРХИЕПИСКОПУ ЛЬВОВСКОМУ И ГАЛИЦКОМУ АВГУСТИНУ — 50 ЛЕТ

Правящий архиерей одной из самых «трудных» — в смысле натиска униатов — епархий УПЦ, архиепископ Августин доблестно несет и целый ряд ответственных послушаний общецерковного значения. С 1994 г. владыка Августин — член Синодальной Богословской комиссии РПЦ, с 1995 — духовник Союза Православных Братств Украины, с 1996 — Председатель Синодальной Богословской комиссии УПЦ и ответственный за связи УПЦ с Минобороны Украины, МВД и другими вооруженными формированиями Украины, в 1997-2001 — духовник Союза Православной молодежи Украины УПЦ, с 1999 — Председатель отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, с 2001 — Председатель общественной организации «Путь православных», созданной во имя поддержки в Украине канонического Православия. В нынешнем году исполняется также 10 лет с момента монашеского пострига владыки Августина и 10 лет его архиерейского служения.

Православие в Украине


08.04.02 В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА КУЗНЕЦОВСКА СОВЕРШЕНА ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ

Кузнецовск — город энергетиков Ровенской АЭС. Ради оказания молитвенной поддержики местному населению, живущему в зоне риска, было принято решение придать Кузнецовску статус второго кафедрального центра Сарненской епархии, с обустройством здесь — в одном комплексе — резиденции епископа Сарненского и Полесского, кафедрального Спасо-Преображенского собора, Дома Милосердия для престарелых и приюта для сирот. Уже к Великому Посту отделка Спасо-Преображенского собора будет завершена, и верующие смогут вознести здесь к Господу великопостные молитвы. К настоящему времени собор уже полностью оштукатурен в интерьере, установлены последние две «луковицы» на его куполах, а в Доме Милосердия идут внутренние отделочные работы. При содействии администрации, уже заказан иконостас и готовы мраморные плиты для полов Спасо-Преображенского собора. 24 марта владыка Анатолий совершил в соборе первую Божественную Литургию.

Православие в Украине


08.04.02 ИЗ МУЗЕЯ РЕЛИГИИ ПОХИЩЕНА ЦЕННАЯ ИКОНА

ЛЬВОВ. В ночь на 8 апреля из помещения музея Истории религии во Львове неизвестные злоумышленники похитили икону «Успение Пресвятой Богородицы». Стоимость иконы — 1600 гривень, но она имеет большую историческую ценность. На данный момент правоохранителям не удалось выйти на след преступников.

InfoNews


08.04.02 В КАЛИФОРНИИ ДОТЛА СГОРЕЛА ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Православная церковь Христа Спасителя, расположенная в городе Лос Альтос Хиллз, была сильно повреждена огнем. Пожарным потребовалось более двух часов для того, чтобы погасить пламя. Пострадавших нет.

Американское Бюро по контролю за продажей алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия начало расследование происшествия, что является стандартной процедурой для всех случаев пожаров в церквях, сообщил представитель пожарной службы округа Санта Клара Стив Габбер. По его словам, в результате пожара провалилась крыша церкви, что крайне затруднит расследование.

Церковь не была оборудована противопожарной системой и, по мнению следователей, информация о наличии дыма поступила намного позже момента возгорания. Среди прихожан церкви было множество выходцев с Ближнего Востока. Одной из версий случившегося является поджог.

InfoNews


09.04.02 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УСИЛИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Об этом заявил министр РФ по делам национальностей, заместитель правительственной комиссии по делам религиозных объединений Владимир Зорин. По его словам, «правительство намерено всесторонне способствовать усилению диалога религиозных организаций и государства в решении многих важных задач». Одной из них, в частности, является предотвращение распространения и возникновения на территории России религиозных экстремистских течений и, как следствие этого, различных проявлений терроризма. Кроме того, по словам министра, религиозные объединения при поддержке властных структур «смогут более успешно и результативно осуществлять деятельность по противодействию распространения наркомании и помощи социально незащищенным слоям населения (инвалидам, беспризорным детям)».

Мир религий


МИТРОПОЛИТ ВИННИЦКИЙ И МОГИЛЕВ-ПОДОЛЬСКИЙ МАКАРИЙ: «САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕРКВИ — ЭТО МЫ САМИ, ЕСЛИ НЕ ЖИВЕМ ПО ЕВАНГЕЛИЮ»

— Владыка, в этом году исполняется 10 лет с момента начала филаретовского раскола. Оправдал ли себя избранный в 1992 году канонической Украинской Православной Церковью путь противления президенту Л.Кравчуку — одному из организаторов раскола?

— Думаю, что да. Это был единственный путь, приведший к утверждению Церкви в душах и сознании людей, приведший к той исторической правде, к которой Церковь и призвана идти.

Я вспоминаю, как прилетел в 1992-м году из Нью-Йорка в московский аэропорт Шереметьево и встретил здесь Блаженнейшего Владимира, возвращавшегося из Хельсинки и уже заочно избранного на Харьковском Архиерейском Соборе Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Владыка Владимир попросил меня, как направляющегося в Киев раньше его, оценить обстановку на месте и сообщить по телефону. После приезда в Киев я начал служить в Киево-Печерской Лавре и произносить проповеди с обличением Филарета, ввергнувшего Украинскую Православную Церковь в новый — после автокефального в 1989 году — раскол. Это было в конце мая или начале июня. Потом мне позвонили из Москвы и попросили воздержаться от обличений. Я думаю, тогда еще была надежда на то, что ситуация не обострится и Филарет одумается. Но вечером 18 июня унсовцы ворвались в Лавру для захвата дома наместника, который предполагалось отвести под резиденцию нового Предстоятеля: ведь здание на Пушкинской осталось в руках Филарета. Мне звонят киевляне: «Владыка, спасайте Лавру!»

Думаю, это был Промысл Божий, что одна женщина дала мне личный телефон премьер-министра В.Фокина. Позвонив, я застал его дома и сказал: «Если вы сейчас это безобразие не остановите, я звоню послу США — у меня знакомые в посольстве — и завтра в «Нью-Йорк Таймс» опубликуют, что вы творите в Украине». А Фокин отвечает: «Та хіба ми не свої? Хіба ти не українець? Ти чого? Хіба здурів, чи що? Я все зроблю зараз!» И послал в Лавру группу захвата. Она приехала, когда унсовцы уже били монахов, выламывали двери в доме наместника, и остановила разбой. А Евгения Петровна, не выходя из машины, что стояла поодаль, наблюдала за происходящим.

На следующий день в Киев приехал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Интересно, что перед этим несколько дней шла словесная баталия по поводу того, где Предстоятель должен будет сойти с поезда. Совет по делам религий настаивал, чтобы это произошло на «Киеве-Товарном». Другие настаивали, чтобы на «Киеве-Пассажирском», ибо законному Первосвятителю страны не подобает входить в столицу через черный ход. В итоге все же был принят последний вариант. И встреча была триумфальной. По прибытию в Киев и Лавру Блаженнейший пожелал встретиться с президентом Л.Кравчуком. А тот стал отказываться принять владыку Владимира. Тогда в один из дней, когда в Лавре было много народу, я сказал: «Помолимся и идем к Верховному Совету!» Идем по тротуару, а ко мне подходит министр внутренних дел Василишин и говорит: «Посадим». Я ответил: «За что? Мы соблюдаем порядок!» Потом все-таки меня вызывали на суд, но судья оказался человеком умным и верующим и спрашивал о том, где достать религиозную литературу… Три дня мы стояли под Верховным Советом. В последний день собралось уже несколько тысяч человек. Потом еще собирались у Президентской Администрации. Я предупредил представителей власти: «У меня — американская виза. Если президент не примет нашего Предстоятеля — сажусь в самолет и даю в Нью-Йорке интервью газетам». Наконец, Кравчук сломался и принял Блаженнейшего. Пока готовились, на нас налетел Дурдинец: «Що це таке?!» Я ему: «Вы что: против мирного народа и Церкви геноцид устраиваете?» И после встречи Блаженнейшего с Кравчуком напряжение в отношении нашей Церкви стало немного спадать. Наш путь был мирным, не направленным на столкновение с властью.

— А на компромисс с властью: не трогать Филарета?

— Так ведь мы его и не трогаем. Мы защищаем свои права!

— Действительно ли те власть имущие, которые поддерживали Филарета, относились к решениям Харьковского собора с такой ненавистью?

— Думаю, что да. Помню, когда я приехал потом в Винницу, то узнал, что перед моим прибытием унсовцы захватили епархиальный дом, жили там и обезобразили его, но наши люди успели вернуть здание.

— Даже сегодня нам заявляют порой, что Харьковский собор был незаконным, ибо созывать подобный собор имел право только Филарет.

— Уже не имел, ибо ушел из Церкви. И это важно иметь в виду!

— Заявляют также, что о Евгении Петровне как незаконной жене Филарета Церковь знала и до раскола, но предъявила митрополиту соответствующее обвинение только одновременно с обвинением в расколе.

— Знаете, я тоже не сторонник того, что Филарета надо было до 1992-го года обвинять по поводу Евгении Петровны, ибо, во-первых, это не главная из его ошибок, а во-вторых, непорядочно было бы нам, архиереям, публично на соборе обсуждать с ним данную тему.

— Позднее прокатилась вторая волна лжи: после своего «объединительного собора» раскольники отправились в Стамбул ко Вселенскому Патриарху, а по возвращении заявили о якобы признании Филарета и созданной им УПЦ-КП со стороны Святейшего Варфоломея. Именно Вам довелось опровергнуть эту ложь.

— Да, необходимо было ехать в Стамбул и выяснить, что же произошло на самом деле. Однако денег у Церкви на отправку меня авиарейсом не было. С моим келейником и одним священником мы добрались поездом до Софии. Там вышли, увидели какие-то автобусы. Узнав, что один из них — и как раз недорогой — идет в Стамбул с «челноками», сели на него. В Стамбуле остановились в самом дешевом отеле. Я позвонил в Патриархию. Соединили с владыкой Мелитоном. Представился, объяснил, что хочу встретиться со Святейшим. А Святейший знал меня со времени моего служения в Америке. На следующий день вызвали в администрацию гостиницы, где я узнал о времени, назначенном для визита в Патриархию. Сначала часа два беседовали с владыкой Мелитоном, который подробно расспрашивал о ситуации в Украине. В Патриархии никак не могли поверить, что такое могло случиться с Филаретом, которого Святейший знал с лучшей стороны — как яркого представителя Русской Православной Церкви, защитника Православия, одного из лидеров в межрелигиозных связях на международной арене! После беседы с владыкой Мелитоном меня пригласили к Святейшему. Он тоже воскликнул о Филарете: «Не может быть!!!» Затем спросил: «Ты где остановился?» Когда узнал, что не в «Хилтоне» — удивился, а едва выяснил причину, вынул и вручил конверт, сказав: «Иди в «Хилтон». Потом пригласил на обед, посадил справа. И вообще относился великолепно.

— Почему раскол не рухнул тогда же?

— Думаю, Вы сами понимаете. Благодаря националистическим тенденциям, определенным политическим силам, которые старались расколоть Церковь, благодаря, возможно, поддержке определенных сил Запада, которым не нравится Православие в Украине и которые делают ставку не на Православие, а на протестантизм, на униатство и католичество. Эти силы и способствовали расколу, и помогли Филарету занять то положение, которое он сегодня занимает. Несомненно, что образование филаретовской «церкви» — это «ход конем» в пользу униатства и католичества, в пользу ослабления Православной Церкви. А если бы Православие в Украине не пережило раскол — с нами более бы считались. Благодаря же нашей разобщенности, упомянутые силы реализуют свои интересы.

— Расскажите, пожалуйста, о своем служении в Америке. Сегодня, когда активно дискутируется вопрос о претензиях Америки на мировую гегемонию, каков Ваш взгляд на эту проблему? И почему Вы собирались в 1992 году апеллировать к «Нью-Йорк Таймс», если считаете, что Запад продвигает в Украину католичество и протестантизм?

— В 1970-1974 годах я являлся управляющим приходами Московского Патриархата в Канаде, при этом несколько месяцев в 1974 году — еще и временно управляющим Патриаршими приходами в США. В 1990-1992 годах управлял приходами Московского Патриархата в США, при этом с 1991 года был еще и временным управляющим Патриаршими приходами в Канаде. В истории Русской Православной Церкви это редкий случай, когда один архиерей в течение своего служения дважды назначается в Америку. Что же касается взгляда на политику Америки, то политические лидеры и народ — это две большие разницы. Ведь американцы — замечательный народ. Вы у них этого не отнимете! У них открытые и душа, и сердце. Они обычно воспринимают человека довольно позитивно — если ты, конечно, проявляешь свои позитивные качества. Помню такой случай. В 1975 году в Америке побывала большая делегация Московского Патриархата, в состав которой входили митрополиты Ювеналий и Филарет. На одном приходе в Нью-Джерси, учрежденном в начале XX века и включающем до тысячи семейств, был банкет. Произнося прощальное слово, я сказал прихожанам: «Дорогие братия и сестры! Вы настолько были добры ко мне, что когда я предстану пред престолом Господа во Второе Пришествие, я Ему скажу, чтобы Он вас всех пустил в рай!» Вы не представляете себе, что тут началось! Они с таким криком выражали свой восторг! Владыка Ювеналий удивился, что это я им такое сказал по-английски, что они так кричат?

— Как Вы сейчас оцениваете состояние церковного раскола в Украине?

— Думаю, раскольники сейчас находятся на перепутье. Они — люди умные и понимают, что у них нет перспективы. Единственное, на что они сейчас надеются, — на расстановку политических сил: а вдруг в Парламент пройдет «их» партия? Но если у власти окажутся политики, которые будут всерьез обеспокоены положением Православия и канонической Церкви, действительно может начаться переход и возвращение определенной части духовенства и верующих из раскола в лоно канонической Церкви.

— Наша Церковь, несмотря на шельмование и бедность, ежегодно увеличивается на 500 приходов. Чем это можно объяснить?

— Тем, что наша Церковь — это исконная Церковь нашего народа. Народ расположен к тому, что для него родное. И он чувствует, что эта Церковь истинна и благодатна. Он обретает в ней то, чего не может обрести у Филарета.

— Вы хорошо знакомы не только с нынешними, но и советскими реалиями межконфессиональных отношений. Какими Вам представляются перспективы после визита в Киев папы Римского и заявлений униатов о переносе их центра в нашу столицу?

— Христос говорит в своей молитве к Богу-Отцу: «Да будут все едины, как и Мы с Тобой». И если мы настоящие христиане, то не можем радоваться разделению, которое существует между католиками и православными. Мы призваны к объединению и молимся о нем за каждым богослужением. Другое дело, что мы по-разному представляем себе путь этого объединения. Тем не менее отношения между Церквами должны быть только положительными, человечными. Даже при том, что католичество всегда мечтало об освоении наших территорий.

Сейчас некоторые говорят о закате западно-христианской цивилизации. Действительно, материализм там более заметен, чем у нас. Но католики располагают мощнейшей системой духовного образования и подготовки кадров. И в духовной жизни Запада происходят свои сложные процессы, взгляд на которые не стоит упрощать.

Я считаю также, что осуждаемая сегодня многими деятельность владыки Никодима (Ротова) по налаживанию связей с Католической Церковью на самом деле имела в свое время необходимость и смысл. Она помогла спасти Православную Церковь в СССР как таковую. Вы ведь знаете теперь, что делала с верующими сразу после 1917 года советская власть, еще только становившаяся на ноги? Так вот: при Хрущеве она могла сделать гораздо больше, но не сделала. А владыка Никодим был удивительный, мудрый, гениальный деятель Церкви. Сейчас — другие исторические условия, у католиков другой папа. Необходимо принимать во внимание, что он славянин и притом поляк. Думаю, итальянец не пошел бы на то, на что пошел Иоанн Павел II. На смену ему, надеюсь, придут те, благодаря кому наши отношения с католиками станут более дружественными. Серьезным препятствием в добрых отношениях между католиками и православными являются униаты. Но в том униатском взрыве, который потряс Украину в 1989-1990 годах, думаю, виновно не только советское правительство. Мы, православные, тоже допустили ошибку. Мы не выступили против полного запрета советской власти на существование униатских приходов. Если бы вовремя открылось всего несколько храмов, такой бури не было бы. Служа в Западной Украине, я говорил Филарету, что надо разрешить униатам служить хотя бы в двух храмах. А на меня тем временем писали донос, что я недостаточно яростно борюсь с униатами. Но я просто видел реальное положение дел. Униаты все равно собирались по лесам и служили по-своему. И свою задачу я видел в том, чтобы преподнести им Православие с лучшей стороны. Мне как-то сказали: «Сбрось статуи в алтаре Ивано-Франковского кафедрального собора. Это — наследие униатов». Я ответил, что не я их ставил и что статуи есть также и в православной Свято-Андреевской церкви в Киеве.

Итог накопившейся ненависти униатов Вам известен: повальные захваты храмов. В числе перешедших в унию оказались и некоторые из моих прихожан. А ведь когда-то меня как православного архиерея с таким трепетом принимали в Ивано-Франковске — становились прямо в снег на колени! Я такое видел только в Мексике. Униатский взрыв привел и к уходу многих наших священников в автокефалию. Они оказались в страшной ситуации: или уния, или автокефалия, или их выгоняют из храмов, родных домов и сел.

— Как ни парадоксально, но из политических партий Украины против приезда папы Римского в Киев официально выступили только коммунисты. И только они же выступают против покровителей филаретовского раскола. Насколько искренней можно считать эту позицию?

— Да, Церковь много пострадала при советской власти. Но у каждого человека есть настоящее, прошлое, будущее и опыт. И когда человек анализирует свое прошлое, он делает определенные выводы. Думаю, Компартия, как и любая другая политическая сила, тоже анализирует свое прошлое. Оценивая свое нынешнее положение, она осознала, насколько ошибочной была ее борьба с Церковью. По сути, советская система власти и сломалась из-за того, что так и не смогла вытравить из людей исконную веру. Но ко всему надо относиться с предосторожностью. У нас ведь есть определенный исторический опыт. На данный момент Церковь действительно может обрести в Компартии хорошего сотрудника. Но важно и то, как проявляются себя люди после прихода к власти — ведь человек очень изменчив, а власть сильно меняет людей.

— Что является сегодня, по-Вашему, главной проблемой Церкви?

— Мы сами, наша жизнь. Если она соответствует Евангелию — мы выполняем свое предназначение, а если нет, то и все остальное пользы Церкви не принесет. Ведь главное — воспитание себя для Церкви и Царства Небесного.

Православие в Украине


ОТ РОССИЯНИНА, ПРОДАВШЕГО В ИНТЕРНЕТЕ ДУШУ, ТРЕБУЮТ НЕМЕДЛЕННОЙ ДОСТАВКИ

Житель Барнаула Василий Потапов в шутку разместил на одном из американских интернет-аукционов свою «пока еще безгрешную душу». Торги начались с пяти центов и вначале шли довольно вяло. Однако вскоре ситуация резко изменилась — алчные пользователи кинулись на душу Василия. Ставки поднимались каждую минуту. В торгах участвовали жители многих стран мира, но, в конце концов, лот достался американке из штата Алабама. За удовольствие иметь душу жителя Барнаула женщина заплатила 400 долларов.

Однако, продавец не мог даже представить, какими будут последствия его шутки. Дело в том, что после окончания торгов он получил письмо от владельца интернет-аукциона с требованием «доставить душу покупательнице».

Если запрос не будет выполнен, жителя Барнаула могут привлечь к ответственности за мошенничество. В Америке за подобные преступления предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы.

Корреспондент.net


В ИРКУТСКЕ СОЗДАНА КОМИССИЯ ПО НРАВСТВЕННОСТИ

Знаменитый писатель Валентин Распутин дал свое согласие войти в комиссию по нравственности, сформированную Иркутской городской думой и получившую на днях официальный статус. Представители этой комиссии уже начали сбор подписей под призывом запретить в Иркутске концерт певца Бориса Моисеева, бравирующего своей гомосексуальной ориентацией и еврейским происхождением. Кроме того, иркутские поборники нравственности намерены в ближайшее время представить местным властям список артистов, выступать которым в Иркутске будет не рекомендовано. Комиссия, по словам инициатора ее создания, депутата гордумы Иркутска Михаила Корнева, будет содействовать в реализации инициатив в области нравственности и духовного развития, пропаганде высоких принципов морали. Члены комиссии — депутаты гордумы, известные в городе художники, врачи и представители милиции.


НЕТ СПРАВКИ ПРО ДЕВСТВЕННОСТЬ? СВАДЬБЫ НЕ БУДЕТ!

Бразильский служитель церкви категорически отказывается венчать женщин без справки с подтверждением, что они являются девственницами. Католический священник Натал Антонио Мелла принимает справки выданные только теми врачами, которых он назначает. А свои решения о том венчать или не венчать девушек, он печатает в церковной газете.

Граждане маленького городка на севере Бразилии очень сердиты на священника за такое поведение. Даже местный епископ обратился к священнику с просьбой изменить свое мнение. Однако в интервью местной газете строптивый священник заявил, что церковь не разрешает выходить замуж тем девушкам, которые не являются девственницами. Он, все же пошел на некоторые уступки, сказав, что разрешит другим священникам венчать не-девственниц в своей церкви, однако сам этого делать не собирается.

Корреспондент.net


ПЕРВЫМ КЛОНИРОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ БУДЕТ АРАБ

Как передает РИА «Новости», «очень богатый араб», гражданство которого не указывается, предоставил огромные средства на эксперимент итальянского доктора Северино Антинори по имплантации ДНК в женскую яйцеклетку, помещенную затем в матку». Как заявил сам Антинори, женщина с клонированным плодом сейчас находится на 8 неделе беременности, которая проходит нормально. Антинори отказался назвать имя и национальность своей пациентки. Доктор исключил возможность каких-либо генных отклонений или заболеваний у будущего ребенка, подчеркнув, что родители прошли тщательное медицинское обследование перед экспериментом. Антинори также указал, что около 5 тыс. бесплодных супружеских пар ожидают очереди. Поскольку законодательством Италии и США эксперименты по клонированию человека запрещены, Антинори, по его словам, работает в «других странах». Во многих исламских странах исследования по клонированию также запрещены по религиозным соображениям.

Радонеж


ПОДРОСТОК ПОДАЛ В СУД НА СВОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ

В штате Вашингтон, США, несовершеннолетний молодой человек предъявил иск местному отделу школьного образования и полицейскому управлению. 18-летний Вили Фуалаау обвиняет эти учреждения в том, что они не смогли уберечь его от сексуальных домогательств со стороны преподавательницы средней школы.

В суде подросток свидетельствовал, что, когда ему было 12 лет, а Мэри Кэй Летурно 34 года, он безумно в нее влюбился. И хотя Фуалаау позже даже стал отцом ее двух детей, сейчас он утверждает, что учительница не имела права его развращать. Ко времени их романа преподавательница была замужем, она воспитывала четверых детей.

По словам истца, все началось с того, как Летурно на дополнительных занятиях по истории предложила ему игру на раздевание. Мальчик должен был снимать какую-либо деталь одежды после каждого правильного ответа на вопрос теста. «Я думал, что ей просто жарко», — делился юноша на суде.

Теперь совращенный подросток и его мать требуют миллион долларов. Свои требования они сформулировали в гражданском иске против местного отдела школьного образования и полицейского управления. Показания Летурно, которую, скорее всего, ждет тюремный срок в 7,5 года тюрьмы за насилие над ребенком, покажут по телевидению.

Корреспондент.net


АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ РАЗРЕШИЛИ ПРОДАВАТЬ МИКРОЧИПЫ ПОД КОДОВЫМ НАЗВАНИЕМ VERICHIP

Американской компании Applied Digital Solutions (ADS) разрешили продавать микрочипы под кодовым названием VeriChip, вживляемые человеку и содержащие его идентификационный код, но не медицинские данные. Однако этот ID-код может быть связан с базой данных, в которой находится информация любого рода.

Непосредственного одобрения чипам-имплантантам Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США FDA не дало, т.к. FDA не считает VeriChip медицинским прибором. Следовательно, чип-имплантант не подпадает под юрисдикцию FDA, и ADS может совершенно свободно начинать его маркетинговое продвижение на территории США.

В заявлении ADS не упоминается один важный момент: FDA не рассматривает чип как медицинский прибор, если он служит только для идентификации личности. Однако, как отметил глава департамента медицинских приборов FDA Дэвид Фейгель, «если они поместят туда медицинские данные, мы будем обеспокоены его использованием». В этом случае, как дал понять д-р Фейгель, управление может вмешаться и запретить распространение микрочипа. Это объясняется тем, что медицинские данные на чипе могут устареть, что может быть куда опаснее для пациента, чем полное отсутствие информации.

Сама идея вживления чипов человеку находит немало противников, считающих, что использование этой технологии может привести к глобальной слежке и образованию тоталитарного строя, описанного, к примеру, Джорджем Оруэллом в «Большом брате». Верующие люди видят в чипе-имплантанте «метку сатаны», возвещающую о приближении конца света.

VeriChip — размером с рисовое зернышко — был впервые представлен 19 декабря 2001 года. Он основан на технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая широко используется в индустрии, в частности, для создания меток-транспондеров, которые прикрепляют на товары в магазинах во избежание краж. Каждый чип, кроме введенной информации, несет свой собственный уникальный идентификатор. Активируемый радиосканером, чип будет посылать свой радиосигнал из-под кожи человека, передавая хранимые на нем данные — до шести строк текста. Сам по себе чип сможет имплантировать любой врач под местной анестезией с помощью прибора, напоминающего большую иглу, причем, на место вживления не нужно накладывать швы.

ADS планирует продавать микрочип по цене около $200. Сканирующее устройство для считывания информации на имплантанте будет стоить $1-3 тысячи. ADS занимает сейчас $95-миллионную долю рынка и ежегодно получает около $165 млн прибыли от продажи чипов-имплантантов, своего рода радиомаячков, помогающих фермерам вести учет рогатого скота, домашних животных и даже стай лосося, а также браслетов со спутниковой системой глобального позиционирования (GPS), которые позволяют постоянно следить за местонахождением носящего его человека. Компания разработала также линейку устройств под названием «Цифровой Ангел». «Ангел» — наручные часы и пейджер, подключенный к диспетчерскому пункту по протоколу сотовой связи, — с помощью системы GPS передает туда местонахождение владельца этого устройства, а в будущем сможет также передавать полученные с помощью биосенсоров данные о его физическом состоянии — температуре тела, пульсе, химическом составе крови и других параметрах.

CNews.ru


ЮЖНАЯ КОРЕЯ ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ «КРАСНЫХ ДЬЯВОЛОВ»

Почти за два месяца до начала турнира религиозные круги Южной Кореи, которая наряду с Японией является страной-хозяйкой чемпионата, выразили протест против названия бельгийской футбольной команды «Красные дьяволы». По словам главы корейской церкви Шина Хьон Кьюна, «дьяволы являются врагами христиан», а в стране почти четверть населения придерживается именно этой религии. Хьон Кьюн выразил надежду на то, что бельгийцы возьмут себе другое наименование, которое не будет иметь религиозного подтекста. Как вариант, он предложил бельгийцам назвать себя «красными тиграми».

Однако Федерация футбола Бельгии объявила, что, несмотря на протесты, будет придерживаться прозвища «дьяволы» на предстоящем Кубке мира. Как сообщил официальный представитель федерации Николя Корню, «мы носим это имя уже около 70 лет, и до сих пор никто не выражал недовольства по этому поводу. Я думаю, мы не будем ничего менять».

По словам Корню, происхождение прозвища ведет начало примерно с 30-х годов ХХ века, когда соперники бельгийской сборной, играющей в красной форме, прозвали ее футболистов «красными дьяволами» за смелый и бескомпромиссный характер.

Религия в России


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ТЕЛЕ— И РАДИОПРОГРАММ «РАДОНЕЖ»

МОСКВА. VIII ежегодный Международный фестиваль православных теле— и радиопрограмм «Радонеж» состоится с 23 по 28 сентября 2002 г. Целью Фестиваля является повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации, возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов, — всех творческих работников этой области, а также получение ими достоверной информации о жизни РПЦ. Главная же цель — участие в конкурсе и получение профессиональной оценки своих работ. Лауреаты Фестиваля награждаются серебряными медалями Преподобного Сергия Радонежского. Телепрограммы, признанные жюри лучшими, демонстрируются по общероссийским каналам.

В рамках Фестиваля 2002 года состоятся конкурсные просмотры православных телепрограмм, мастер-классы, круглые столы, встречи с известными пастырями РПЦ. Будет предложена разнообразная культурная программа. Просим Вас не позднее 1 сентября 2002 года сообщить фамилии участников семинара-фестиваля, а до 10 сентября прислать работы на конкурсные просмотр и прослушивание по адресу: 113326, Москва, Пятницкая, 25. Радио «Радонеж». Видеоработы необходимо представить в двух форматах: VHS (2 экз.) и на носителе, который принят в Вашей телерадиокомпании (1 экз.). Аудиоработы необходимо представить на кассете (2 экз.) и на носителе, который принят в Вашей телерадиокомпании (1 экз.). На кассете необходимо указать название работы, хронометраж, фамилию автора, название телерадиокомпании и приложить краткую аннотацию, которая должна содержать: наименование участника (ФИО), его точный почтовый адрес, телефон (факс, эл.почта), название программы и ее точный хронометраж, первый выход программы в эфир (дата, время, количество повторов), вид программы (духовно-просветительская, познавательная, музыкальная, портрет духовного лица и т.п.), состав всех членов творческой группы с указанием их функций (сценарист, режиссер, оператор и т.д.). Участие в Фестивале платное. Подробная информация: тел. 925-24-25, факс: 950-63-56, е-mail: radonej@cottaj.dol.ru.

Радонеж


ОГОЛОШЕНО II КОНКУРС ТВОРЧИХ РОБІТ, ПРИСВЯЧЕНИХ 2000-ЛІТТЮ РІЗДВА ХРИСТОВОГО «БОГ — НАРОД — УКРАЇНА!»

РІВНЕ. Відкритий конкурс на кращий літературний твір, малюнок та фотографію оголошено в Рівному. На конкурс прийматимуться літературні твори малих форм, а саме: вірші, оповідання, новели, етюди тощо. Вони можуть бути подані як у рукописному, так і у друкованому вигляді. Малюнки можуть бути виконані у різних техніках — олівець, акварель, пастель, олія тощо. Малюнки розміром не меншим за 24х30 см та не більшими за 30х40 см повинні подаватися вправленими у паспарту. Фотографії прийматимуться до участі в конкурсі як чорно-білі, так і кольорові, розміром від 18 до 40 см по довшій стороні. Фотоконкурс відкритий, у ньому можуть взяти участь фотоаматори та професіонали м.Рівного, краю, України та зарубіжних країн. На творах необхідно вказати (фотографії підписувати на звороті) їх назву, вік автора, його ім’я та прізвище, назву навчального закладу, клас (групу, відділення, факультет), на фотографіях, крім того, ще повну адресу автора.

Участь у конкурсі цілком безкоштовна. До неї запрошуються усі зацікавлені особи віком 12-21 років. Обов’язковою умовою є християнська тематика представлених творів. Вони мають відображати сприйняття сучасною молоддю тисячолітньої духовної традиції нашого народу, релігійні почуття та переживання авторів. Пропонується орієнтовна тематика творів: «Бог у моєму юному житті», «Бог і Україна», «Христос — Спаситель людства», «Релігійна спадщина наших предків», «Світ як Боже творіння», «Природа — дар Божий», «Бог є Любов». Твори прийматимуться до 5 травня 2002 р. — Світлого Воскресіння Христового — за адресою: 33000, Рівне-28, а/с 161, конкурс «БОГ — НАРОД — УКРАЇНА!».

Підсумки конкурсу будуть проведені авторитетним журі із науковців, письменників, журналістів, художників, фотомитців, релігійних діячів у дні свята Святої Трійці — 23 червня 2002 р. Переможці у двох вікових групах, І — від 12 до 16, II — від 16 до 21 років, будуть нагороджені пам’ятними призами та грошовими преміями: І місце — 125 грн., II місце — 75 грн., III місце — 50 грн. Гран-прі присуджується в абсолютній віковій категорії за крашу світлину (колекцію) — 250 грн. Переможці I-ї вікової групи отримають путівки до міжнародного дитячого центру «Артек».

Православие в Украине


В МОСКВЕ СОСТОИТСЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В СВЯЗИ С 125-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

Ориентировочная дата конференции — 25. 05 02. Запросы для участников, можно отправить по почте: г.Люберцы Московской обл. пр-т Кирова 28. Православный благотворительный фонд во имя свт.Луки, оргкомитет: тел. (095) 559-92-11; e-mail: pcsvtluki@fromru.com

Русская линия


ПРЕДСТОЯЩЕЕ СОБЫТИЕ

12 мая Киев посетит чудотворная (плачущая) Баянская икона Божией Матери.

Православие в Украине



К нам пришло интересное письмо:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я являюсь подписчиком вашей рассылки и с интересом читаю новости, поскольку сам являюсь журналистом. Однако все большую озабоченность мою вызывает ваша пронационалистская и позиция в отношении других конфессий. Если вспомнить Священное Писание, то в нем декларированы принципы свободы совести, что каждый человек имеет право верить в то, во что он хочет. Ваша интерпретация (а зачастую интертрепация) новостей носит порой оскорбительный характер и мне, как русскому человеку бывает стыдно за этот непримиримый тон. Кто вам сказал, что Россия и Украина являются канонической территорией православия? Ведь именно православие пришло на Русь и занималось прозелитизмом в 988 году. А как охарактеризовать поведение апостолов после вознесения Христа? Именно так прозелитизм, обращение в другую религию.

Чтобы не говорилось, но РПЦ не имеет никакого права считать что-либо своей канонической территорией. Тем более, что РПЦ в данный момент вовсе не занимается евангелизацией в библейском смысле этого слова.

Я горячо приветствую создание католических епархий, поскольку католики в наших странах заслуживают не меньшего уважения, чем православные. И поэтому извольте соглашаться с присутствием других религий. Конечно, я понимаю, что вы выбираете новости из потока информации, однако не считаете ли вы, что надо изменить критерий отбора или по крайней мере редактировать их, смягчая острые моменты? Разжечь религиозную ненависть легко, а потушить конфликт сложно, более того, практически невозможно. Не разжигайте ненависть своими публикациями, не раскачивайте лодку. Признаюсь честно, я не религиозный человек, но вот православный уже точно не стану, потому что я не хочу быть в той религии, где, простите, пропагандируется фашизм, только русский, типа мы русские, украинцы все православные, а все остальные нелюди, (как в случае с патриархом Филаретом), где пропагандируется в том числе и межнациональная, межконфессиональная ненависть.

С уважением, Александр Евграфов.

От ведущих: кто хочет высказать свою точку зрения - пишите. Самые интересные отклики будут размещены в рассылке.

Rambler's Top100
since 4.07.2002
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
since 4.07.2002
since 4.07.2002
since 15.06.2002
since 4.07.2002
Hosted by uCoz