Выпуск №5, 19 декабря 2001 г.

С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ,
архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца!


Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
В Мирех святе священнодействитель показался еси: Христово бо преподобне Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти: сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

16.12.01 ВЛАСТИ УКРАИНЫ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗРАБАТЫВАТЬ МЕХАНИЗМ КАК НАСИЛЬНО СОЗДАТЬ «КАРМАННУЮ» ЦЕРКОВЬ

Хмельницкий. 14-15 декабря в Хмельницком проходила всеукраинская конференция «Религия и Церковь в Подольском регионе: история и современность». Несмотря на внешнюю респектабельность и показную религиозную индифферентность организаторов вся конференция прошла в оскорбительном для канонической Украинской Православной Церкви духе.

Подолье является буфером, отделяющим от Украины три области — Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую, в которых униаты и самосвяты разгромили православные епархии, поэтому не удивительно, что организаторы проявили интерес именно к этому региону.

Организаторами конференции выступили Хмельницкий институт регионального управления и права, Хмельницкий облсовет, Хмельницкая облгосадминистрация, управления по делам религий Винницкой и Тернопольской облгосадминистраций, Украинская Ассоциация религиоведов, отделение религиоведения института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины.

На конференции, в числе прочих, выступил заведующий отделом политических и гуманитарных исследований Национального института стратегических исследований Здиорук С.И. Из его доклада следовало, что якобы на Украине подавляющее большинство православных верующих хотят создать помесную православную церковь. Это утверждалось на основании проведенного его службой, по заказу правительства Украины, «социологического исследования». Согласно данным опроса 37% — за создание Поместной Церкви; 30% — равнодушны; 8% — против поместности; 2,8% — категорически против; 22% — колеблются, не определились. А вот и другая «утка» их «социсследований»: 21% верующих относят себя к Киевскому Патриархату; 12% — к Московской Патриархии; 3% — автокефалия. Эти данные — откровенная дезинформация, которая создана для того, чтобы отравлять колеблющихся.

Из доклада профессора Филипович Людмилы Александровны присутствующим стало известно, что возникновение неокультов в Украине — это одно из условий Евросоюза и свидетельство о правах человека. Признав то, что неокульты у нас организованы на деньги Запада, она в то же время отказалась занять опеределённо-отрицательную позицию в их отношении. Именно эта безликость учёных и власть имущих создает правовое поле для возникновения неокультов на украинской земле.

Докладчик Колодный А.М. в своём выступлении заявил, что православие на Украине является христианским язычеством или языческим христианством.

Выступление православной делегации, которая касалась насущных проблем и просила светские организации и государство не вмешиваться во внутрицерковные вопросы, было проигнорировано, но в заключении устроители конференции заявили о том, что участники собрания достигли согласия и конференция прошла в духе терпимости, что является неправдой.

На наш взгляд такие «научные» конференции проводятся для того, чтобы обманом сформировать негативное общественное мнение к канонической УПЦ и сделать актуальными надуманные идеи, в том числе идею о создании единой с самосвятами помесной церкви. Остаётся только гадать, чей политический заказ выполняли организаторы этого собрания и какие новые «исследования» будут проводиться ими в дальнейшем.


16.12.01 ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ВЫСТУПАЕТ ЗА СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

У правительства Украины есть своя точка зрения на проблему создания единой поместной православной церкви, которая не совпадает с точкой зрения ни одной из трех православных конфессий — Украинской Православной Церкви Киевского и Московского патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви.

«Мы просто вынуждены этим заниматься, поскольку это вопрос стабильности и гражданского мира в обществе», — подчеркнул председатель Государственного комитета по вопросам религии Владимир Бондаренко. Правительство «не хочет победы кого-либо над кем-то, однако не видит ни единой инициативы из религиозной среды, приемлемой для урегулирования проблемы».

Бондаренко напомнил, что задачу по созданию единой поместной православной церкви президент Украины Леонид Кучма поставил в 2000 году «перед всем обществом — перед общественными, политическими и религиозными деятелями». При этом, отметил глава комитета, на церковных лидеров «возлагается особая моральная ответственность». «Как они могут себя спокойно чувствовать, если на территории доминантно православной страны православие утрачивает позиции из-за конфликта», — подчеркнул он.

Правительство будет реализовывать свою позицию, заявил Бондаренко, которая заключается в том, что в Украине должна быть независимая церковь как духовный атрибут государства, который будут признавать все церкви. Такая церковь должна быть «самостоятельной духовной единицей, которая будет способна через свои возможности в православном мире донести правду об Украине».

Комментируя возможность создания поместной православной церкви в условиях нынешних взаимоотношений между Киевским и Московским патриархатом, а также УАПЦ, Бондаренко отметил, что «не бывает шара, который бы не покатился в лузу, главное — задать правильное направление».

При этом он не уточнил конкретного механизма образования единой поместной православной церкви в видении Кабинета министров. «Ситуация очень запущенная и сложная, и менее сложной она была до начала 1997 года, когда не было анафем в адрес главы Киевского патриархата Филарета», — сказал он.


12.12.01 А ВІЗ І НИНІ ТАМ

ЧЕРВОНОГРАД. Злякавшись загрози того, що на його совісті буде смерть священика Української Православної Церкви, який протестував проти дискримінації своєї парафіяльної громади, мер Червонограда «добродій» Олійник у лікарняній палаті слізно благав о.Стефана почати приймати їжу і пообіцяв зробити те, від чого раніше відмовлявся: все ж таки виділити громаді УПЦ окрему ділянку під будівництво храму.

Зв“язавшись по телефону з о.Стефаном, який тільки-но залишив лікарню, щоб особисто іти до мера, ми запитали, як священик почуває себе зараз і як оцінює ситуацію. Отець Стефан відповів: «Слава Богу за все! 4-го грудня до мене у лікарню прийшов Олійник. Лікарі сказали йому, що мій стан вже критичний: відмовляє пам“ять, високі показники ацетону в організмі, пухне печінка. І мер, складаючи руки, просив мене: «Почніть приймати їжу, а я вже завтра все необхідне зроблю, дамо вам землю!» Я повірив і почав приймати соки. Але поки я ще тиждень лежав у лікарні, люди з нашої громади ходили-ходили до мера і побачили, що нічого не зроблено: Олійник відсилає до свого заступника, заступник — до інстанції з земельних питань, а там відсилають до шахти, бо насправді той земельний клаптик, який нам ніби віддають, знаходиться далеко за містом і перебуває у руках якогось іншого власника, а шахта веде там будівництво. Тим часом наші люди де молилися раніше, там і моляться, і як їх обзивали «москалями» — так і обзивають. Мер тягне час, щоб до початку нового року в нашій ситуації нічого не змінилося, а потім він піде у депутати Верховної Ради. Тому я й полишив лікарню, щоб особисто іти до Олійника. Покладаю всю надію на Бога!» Отже, підсумок Червоноградського протистояння: далі буде!..


14.12.01 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРОТИВ РПЦ

Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу Бессарабской Митрополии против правительства Молдавии. Своим решением Европейский Суд признал, что правительство Молдавии нарушило 9-ю статью Европейской Конвенции прав человека (о свободе религии) и 13-ю (об эффективных средствах правовой защиты перед государственными органами). Суд отметил, что Бессарабская Митрополия не могла функционировать, были нарушены права верующих, а священники не имели возможности исполнять свои обязанности.

Суд постановил, что правительство Молдавии должно выплатить истцам 27,02 тыс. евро в качестве возмещения денежного и иного ущерба при судебных издержках. Согласно статье 43 Европейской Конвенции по правам человека, теперь в течение трех месяцев любая сторона может потребовать рассмотрения дела в Большой Палате Суда, которая либо вынесет окончательное решение, либо отклонит просьбу о рассмотрении.

Решение суда не окончательное и вступит в силу лишь после того, как будут исчерпаны все возможности его обжалования.


18.12.01 В ДОНЕЦКЕ ОСВЯЩЕН ХРАМ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА, ПОСТРОЕННЫЙ ВЗАМЕН ЗАХВАЧЕННОЙ ФИЛАРЕТОВЦАМИ ОДНОИМЕННОЙ ЦЕРКВИ

Новоосвященный храм воздвигнут за счет целевых пожертвований благотворителей и расположен в донецком районе Смолянке вблизи захваченной филаретовцами Преображенской церкви. Возведенная еще до революции, эта церковь также называлась прежде Петро-Павловской. Когда в начале 1990-х гг. ее настоятель Юрий Юрчек совершил ряд недопустимых для клирика проступков и был запрещен в священнослужении, то не подчинился правящему архиерею Донецкой епархии и перешел в раскольническую УПЦ-КП, где Петро-Павловский храм тут же юридически закрепили за собой и переименовали в Преображенский. Обращение УПЦ по этому поводу в судебные инстанции не дало результатов, поскольку судьи оставили церковное здание за раскольниками. После этого было принято решение о строительстве в Смолянке другого храма и притом более просторного, поскольку для быстро разрастающегося здесь городского района старая церковь выглядит уже довольно тесной. По информации, предоставленной пресс-службе УПЦ епархиальным управлением Донецкой епархии, местные гражданские власти прекрасно осознают, что в большинстве своем население региона не симпатизирует филаретовцам и потому не предоставляют им никаких преимуществ, а те или иные успехи раскольников связаны в основном с умелым использованием лазеек в несовершенном законодательстве.


12.12.01 У ВІННИЦЬКОМУ ХРЕСТО-ВОЗДВИЖЕНСЬКОМУ ХРАМІ ВІДБУВСЯ ВЕЧІР ДУХОВНОЇ МУЗИКИ

ВІННИЦЯ. За словами одного з організаторів, протоієрея Агафангела Давидовського, головною метою цього концерту (а їх планується проводити щомісяця) є спроба привести до Церкви людей, які поки що знаходяться поза її огорожею. Адже церковний спів, іконопис, духовна поезія та живопис — це також способи проповіді, якими в наш час не можна нехтувати. Саме тому при храмі проводились і надалі планується проводити вечори місцевих поетів, які пишуть на релігійну тематику, виставки творів мистецтва, пов’язаних з Православ’ям. Як зазначив о. Агафангел, всі ці заходи сприяють також зближенню людей, створенню атмосфери справжньої єдності і любові.


12.12.01 ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С РУКОВОДИТЕЛЕМ КОМПАРТИИ УКРАИНЫ П. СИМОНЕНКО

МОСКВА. П.Н.Симоненко проинформировал Предстоятеля РПЦ о позиции депутатского корпуса Верховной Рады Украины по отношению к участию Константинопольского Патриархата в решении украинского церковного вопроса. Депутаты ВР направили письмо на имя Константинопольского Патриарха Варфоломея с просьбой не поддерживать односторонних контактов с украинскими неканоническими образованиями вне программы совместных действий с Московским Патриархатом. Это, по мнению депутатов, вызывает негативную реакцию многочисленных верующих, подрывает авторитет Константинопольской Церкви.

П.Н.Симоненко заявил о полной и безоговорочной поддержке УПЦ в ее противостоянии неканоническим группам.


15.12.01 ЦЕЛОМУДРИЕ ВНЕ ЗАКОНА

Отдел образования Ленинского района Екатеринбурга намерен начать служебное расследование по факту проведения «урока целомудрия» в восьмом классе школы №175.

Две сотрудницы отдела культуры Екатеринбургской епархии прочитали школьникам лекцию о жизни святой Екатерины, являющейся покровительницей целомудренных людей, а также семьи Романовых. По мнению сотрудников РОНО, «урок целомудрия» был проведен в школе незаконно. Свою позицию работники отдела образования аргументируют тем, что школы являются светскими учреждениями, и любые уроки православия, равно как и других религий, без ведома управления образования, дирекции школы и родителей не допускаются.

Между тем, как сообщили в пресс-службе епархии, занятие было согласовано с классным руководителем в рамках факультатива, с соблюдением закона, согласно которому на факультативной основе в светских учебных учреждениях разрешается проводить основы любой традиционной религии.

С другой стороны проведенный «урок целомудрия» носил не религиозный, а нравственный характер, детей никто не агитировал, школьникам рассказывали о целомудрии в браке. «Неужели целомудрие бывает православным, католическим, мусульманским? Разве оно имеет национальный или религиозный оттенок? Нет. В таком случае тем более странно выглядит позиция тех, кто называет проведенный урок незаконным. Обвинения епархии в незаконном проведении урока не имеют под собой почвы».


16.12.01 500 ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В ТОРЖЕСТВАХ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

БАРИ. 500 православных верующих прибудут 19 декабря в итальянский город Бари, где примут участие в церковных торжествах в честь святителя Николая Чудотворца, одного из самых любимых на Руси святых. Для этого впервые будет организован чартерный рейс по маршруту Москва-Бари-Москва, которым воспользуются 200 человек. Остальные 300 приедут в административный центр области Апулия, где покоятся мощи святого, на автобусах из России, Украины и Германии. Пассажиры чартерного авиарейса прибудут в Бари за счет организаторов паломничества.


17.12.01 РУКОВОДСТВО МОЛДАВИИ ОСПОРИТ РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА

КИШИНЕВ. Руководство Молдавии оспорит принятое Европейским судом по правам человека решение по делу т.н. «митрополии Бессарабии». Об этом заявил журналистам лидер парламентской фракции правящей в Молдавии партии коммунистов Виктор Степанюк.

Рассмотрев иск Бессарабской митрополии, суд вынес решение о том, что отказав в регистрации этой раскольничьей структуре, власти Молдавии нарушили статью Европейской Конвенции по правам человека о свободе религии. Т.н. «митрополия Бессарабии» была создана в 1992 году при поддержке Румынской Православной Церкви и политических деятелей, выступавших за объединение Румынии и Молдавии. Против ее регистрации выступила митрополия Молдавии, к которой в республике принадлежит подавляющее число приходов - она канонически подчиняется Русской Православной Церкви. Правительство Молдавии отказалось узаконить «Бессарабскую митрополию» из опасения усилить начавшийся в стране церковный раскол. «Решение Европейского суда нас устраивает, так как оно не заставляет правительство республики регистрировать «митрополию Бессарабии», - сказал Виктор Степанюк. - Руководство республики воспользуется правом представить аргументы, свидетельствующие о том, что регистрация «митрополии Бессарабии» может спровоцировать новый раскол в обществе».


11.12.01 КУЧМА ВСТРЕТИЛСЯ С РАВВИНАМИ

Президент Украины Леонид Кучма встретился с раввинами иудейских религиозных общин страны и обсудил с ними вопросы деятельности еврейских религиозных общин, их участия в духовном возрождении Украины.


10.12.01 НАСИЛИЕ И БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

В ноябре 2001 года экспертная группа при Общественном Комитете «За нравственное возрождение Отечества» провела исследование содержания телепрограмм на пяти российских телеканалах: ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6 и Ren-TV.

Анализу подверглись два часа телевещания с 19.00 до 21.00 в произвольно выбранный день. В качестве экспертов выступали четыре человека (двое мужчин и двое женщин), предварительно были оговорены методы и приемы анализа видеоряда. В качестве основы экспертная группа взяла методику американского Исследовательского Центра по вопросам масс-медиа и общественным отношениям (Center for Media and Public Affairs — CMPA).

Отмечалась каждая сцена насилия и непристойная сцена, с раздельным подсчетом для программ новостей, рекламных пауз, фильмов (телесериалов, художественных и теле- фильмов) и прочих программ (телеигры, шоу и т.п.). В рекламные паузы включались и анонсы телепередач.

Первый и главный факт, установленный в ходе исследования, — это то, что в рекламных паузах сцен насилия и безнравственности больше, чем во всех остальных передачах вместе взятых. В несколько минут рекламной паузы вмещаются десятки сцен жестокости и непристойности.

Итак, за два часа вещания телезрители пяти каналов увидели 103 сцены насилия в рекламе. В новостях — 22 сцены, в фильмах — 24, в остальных передачах — 19. На долю рекламных пауз приходится 62% теленасилия.

За те же два часа вещания телезрители увидели 60 непристойных сцен во время рекламных пауз. В фильмах — 11 сцен, в остальных передачах — 5. Следовательно, на долю рекламных пауз приходится 79% непристойности на российском телевидении.

Сцен насилия больше всего на телеканалах Ren-TV и ТВ-6. На Ren-TV за два часа вещания зрителю показывают насилие каждые две минуты (43 сцены в час). На ТВ-6 насилие показывают каждые четыре минуты (18 сцен в час).

Больше всего непристойности — на ОРТ и Ren-TV. На ОРТ за два часа вещания зритель видит непристойность каждые пять минут (13 в час), на Ren-TV — каждые 8 минут (8 в час).

В результате исследования, проведенного экспертной группой Общественного Комитета, можно придти к следующему выводу: пропаганда безнравственности на телевидении ведется через рекламные ролики. Эти ролики демонстрируются на всероссийскую аудиторию в прайм-тайм, когда у экранов телевизоров сидит подавляющая часть населения, в том числе дети.


10.12.01 ЧЕЧЕНСКИЕ БЕЖЕНЦЫ ОСВОБОДИЛИ ИЗ ПЛЕНА ГРУЗИНСКИХ МОНАХОВ

Чеченские беженцы передали грузинским властям двоих священнослужителей, похищенных неизвестными лицами в верховьях реки Алазань. Это произошло благодаря действиям Совета старейшин беженцев, живущих в Панкиси. Они выдвинули ультиматум подозреваемым в преступлении жителям села Дуиси, но ответа не последовало. Тогда чеченцы перешли к решительным действиям. Они не только отбили часть похищенных, но и взяли в заложники нескольких преступников. Их освобождение станет возможным только через шариатский суд и только после выдачи остальных монахов-отшельников. Об этом уведомлены старейшины рода, к которому принадлежат несостоявшиеся работорговцы.


10.12.01 ПАПА ИОАНН ПАВЕЛ II И ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ I НА ПУТИ К ПОЛНОМУ ЕДИНСТВУ

Иоанн Павел II направил вселенскому патриарху Варфоломею I послание в связи с днем памяти (по новому стилю) св. апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя Константинопольской Церкви. В тексте послания, ставшего в последние годы традиционным, папа выразил надежду на преодоление препятствий на пути «полного единства» христиан различных конфессий — в частности православных и католиков.

По случаю праздника св. Андрея Первозванного в Стамбул прибыла делегация Римско-католической церкви во главе с президентом Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером.

В своем послании Иоанн Павел II отметил, что в последние годы Объединенная международная комиссия по богословскому диалогу между православной и католической церквами «испытывает определенные трудности», имея в виду не приведшие к положительным результатам переговоры представителей обеих церквей, состоявшиеся в 2000 году в Балтиморе (США). В тот раз главным камнем преткновения для теологов стал так называемый «униатский вопрос». Несмотря на все это, папа выразил надежду, что существующие препятствия будут «проанализированы и преодолены».

«Диалог должен вновь обрести свой изначальный позитивный дух, — пишет Иоанн Павел II. — Он должен вестись с волей к решению подлинных проблем. Он должен также продемонстрировать тот энтузиазм, который могут дать только вера в Бога и надежда».

«Католическая церковь готова сделать все от нее зависящее для укрепления отношений с православными церквами», — заверил патриарха Варфоломея Иоанн Павел II.

Понтифик поблагодарил вселенского патриарха за «благоприятный ответ на призыв католической церкви к сотрудничеству и за развитие инициатив со стороны православных церквей, направленных на сотрудничество с Римской церковью». Ярким примером «доброй воли» патриарха Варфоломея, считает папа, стало направление «братского делегата от Вселенского патриархата на недавнюю генеральную ассамблею Ординарного синода епископов католической церкви».


11.12.01 УЧАСТНИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАМЕНСКИХ ЧТЕНИЙ «ХРИСТИАНСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ» ВЫРАБОТАЛИ «ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА»

С.-ПЕТЕРБУРГ. Факт принятия «Этического кодекса православного педагога» профессор Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства Марина Захарченко объяснила тем, что в школах иногда к преподаванию связанных с православием предметов допускаются люди, «только-только пришедшие в Церковь». Следовательно, считают разработчики кодекса, принятие такого документа даст возможность определить, кто по праву может называться православным педагогом.


11.12.01 ФОТОХРОНИКА КАТОЛИЧЕСКОГО ПРОЗЕЛИТИЗМА

УЛАН-УДЭ. «Иоанн Павел Второй — паломник мира и единения» — так называется фотовыставка, открывшаяся в столице Бурятии. На ней представлены около 200 фотографий папы Римского, снятых фотографами Яном Грушинским и Артуро Мари. Организатором выставки, которая приурочена к наступающему католическому Рождеству, является католическая община Улан-Удэ.


12.12.01 ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ ЭДУАРД ФЕДОРОВИЧ ВОЛОДИН

МОСКВА. Эдуард Федорович Володин родился 6 декабря 1939 года в семье офицера Советской Армии. Закончил истфак МГУ в 1965 г. Работал в вузах Магадана, Новгорода, Москвы. Доктор философских наук, профессор. Специализировался в области эстетики, литературоведения, методологии науки. Один из авторов «Слова к народу» (июль 1991г.) и создателей Фронта национального спасения (ФНС, 1992 г.) Участник защиты Дома Советов (сентябрь-октябрь 1993 г.). Секретарь Союза писателей России. Член Союза Михаила Архангела. Ведущий колонки комментатора сайта «Русское Воскресение».


13.12.01 В КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХАЙНАНЬ ЗА УБИЙСТВО АРЕСТОВАН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ СЕКТЫ «ФАЛУНЬГУН»

ПЕКИН. 29-летний религиозный фанатик Цю Дэфэн зарезал ножом своего дядю и хотел покончить жизнь самоубийством, для того, чтобы «достичь нирваны». Секта «Фалуньгун» была запрещена в Китае в июле 1999 года. Ее обвиняют в антигосударственной деятельности и нанесении вреда здоровью людей. Около 1,6 тыс. человек уже погибли, отказавшись от необходимого лечения или покончив жизнь самоубийством. Одно из последних самоубийств последователи секты совершили в начале нынешнего года на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь.


14.12.01 ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ОСУДИЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЧАСТИ ВЕРУЮЩИХ ПРОТИВ ИНН

МОСКВА. После изучения этого вопроса Церковь признала необоснованными опасения верующих, увидевших в ИНН «печать антихриста», — сказал Его Святейшество. Патриарх считает, что «отказ от ИНН по религиозным мотивам — это проблема, которая создается на пустом месте». «Такое впечатление, что эти люди упорствуют не только по незнанию, но то ли куплены кем-то, чтобы вносить смущение в сознание других». Его Святейшество рассказал о случае, когда некий священнослужитель повелел своим чадам молиться о войне, мол, в этом случае все будут уничтожены и не надо будет принимать ИНН. «Но ведь это абсурд — призывать войну, когда Церковь за каждым богослужением молится о мире и говорит о том, что жизнь — это дар Божий», — сказал Алексий Второй.

Предстоятель Русской Церкви предупредил, что подобные настроения могут проявиться и в связи с грядущей переписью населения, в которой некоторые увидят угрозу тотального контроля над личностью. К сожалению, отметил Патриарх, те, кто призывает на митинги протеста против ИНН, часто используют имя архимандрита Кирилла, духовника Троице-Сергиевой лавры — якобы он благословляет устраивать пикеты. «Отец Кирилл отмежевался от этого, сказав, что никогда не призывал людей к разделению. Что касается ИНН, то архимандрит заявил, что это дело совести каждого человека», — пояснил Предстоятель Русской Церкви позицию старца. Патриарх Алексий также отверг распространившиеся в церковной среде слухи о том, что якобы из-за этого отец Кирилл чуть ли не находится под домашним арестом. «Он сам свидетельствует, что свободен в своих передвижениях, никто его не ограничивает», — отметил Патриарх.


14.12.01 КРИЗИС ПРОТЕСТАНСКИХ И КАТОЛИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ

В течение всего XIX и первой половины ХХ века жители Монреаля отличались большой религиозностью: 90% регулярно посещали церковь, вследствие чего в столице Квебека строилось много храмов, как католических, так и протестантских. Однако начиная с 1960-х годов начался массовый отток монреальцев из церквей. Сегодня воскресные богослужения посещает всего 10% католиков и 17% протестантов.

В результате значительная часть приходов оказалась просто не в силах материально содержать свои храмы. По причине сокращения прихожан в Монреале постоянно идет процесс укрупнения приходов — слияние нескольких общин в одну. Каждый год какая-то часть церквей закрывается или продается. По оценкам специалистов, если нынешняя тенденция сохранится, то в ближайшие пять лет из 600 церквей, расположенных на Монреальском острове, придется закрыть по крайней мере 100.

В случае невозможности содержать церковное здание община может передать храм в пользование общине другой конфессии или другой религии; передать храм в распоряжение государства, которое сохранит за ним общественно полезные функции (переоборудует в больницу, библиотеку, концертный или выставочный зал); устроить дом дешевых квартир или дом престарелых; выставить храм на рынок недвижимости и продать его, с учетом намерений покупателей (недопустимо, например, переоборудование церкви под бар, казино или ночной клуб).

И хотя при всех четырех вариантах облик церквей не должен измениться до неузнаваемости, эксперты уверены, что с закрытием храмов городская среда Монреаля станет совсем иной, чем сегодня.


14.12.01 УЧАСТНИКИ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ «ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РОССИИ

МОСКВА. Проблемы «духовной безопасности» России, в числе прочих, обсудили участники VI Всемирного русского народного собора в рамках секции «Церковь. Нация. Государство», прошедшей 14 декабря в актовом зале гостиницы «Даниловская». Провел заседание секции председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

Губернатор Калининградской области Владимир Егоров описал религиозную ситуацию в этом регионе - «самом западном в России, отрезанном двумя государствами» от основной части страны. На территории области зарегистрированы 153 религиозные организации, и «только 46 из них», по его словам, представляют православие. Губернатор особо отметил «рост» Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской Церквей. Вызывают беспокойство, по его словам, мормоны, Свидетели Иеговы, саентологи. Для «стабилизации обстановки» в регионе осуществляется активное взаимодействие Церкви с органами власти, учреждениями культуры и образования, а также проводится благотворительная деятельность. Докладчик возложил особые надежды на возведение храма Христа Спасителя в Калининграде: строящийся храм станет «оплотом Церкви» и сможет послужить утверждению единства в этом регионе.

Заместитель председателя Русского народного собора г. Волгограда Николай Викулин заявил, что в Волгоградской области находится «огромная армия сект». По его словам, в Волгограде «не выдержали и потоптали мормонов». После этого, сообщил Викулин, «полгода судились с ними». «Пришельцы не могут быть равны с традиционными религиями», - подчеркнул докладчик. Он также подверг критике деятельность российских СМИ, которые «проповедуют сатанизм». Выступавший высказал также возмущение тем фактом, что в новом российском паспорте отсутствует графа «национальность». Через некоторое время, считает он, на территории России будет жить «стадо без рода и племени».

На «большой прилив сект» обратил внимание слушателей и епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков). «Засилье» сект в приграничных регионах связано с тем, считает епископ Феофан, что в этих местах «большая миграция населения»: в Магадан, в частности, приезжают россияне из центральных районов страны, а через 3-4 года уезжают обратно. «Сектантам не нужно проникать в центр, на окраинах можно готовить адептов, которые потом сами отправятся в Россию», - подчеркнул епископ Феофан. Он призвал обратить внимание на эту проблему, так как в данном случае речь идет о «безопасности России». В частности, вызывает опасение тот факт, что в Магадане «активная деятельница» организации «Слово жизни» занимает пост начальника статистического управления области.

В ходе работы секции прозвучали выступления, касающиеся реформы богослужебного языка. Священник из США о. Дмитрий Григорьев выступил с предложением возобновить работу Предсоборной комиссии по редактированию богослужебных текстов. По его мнению, надо сделать богослужебные тексты «более ясными и понятными», «просветить в них темные места», а Священное Писание можно читать по-русски.

С ним не согласился сотрудник Института мировой литературы проф. Всеволод Троицкий. По его мнению, необходимо ввести изучение церковнославянского языка в программу средней школы.

Виктор Зоркальцев, подытоживая ряд выступлений, заявил, что «самой основной духовной опасностью» на сегодняшний день являются «секты». При этом докладчик выступил против внесения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» каких-либо изменений, так как закон, по его мнению, «достаточен». Опираясь на этот закон, сообщил Виктор Зоркальцев, мэр Москвы Юрий Лужков «не позволяет» регистрировать в столице Свидетелей Иеговы.


15.12.01 АНКЛИКАНЕ И МЕТОДИСТЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

Англиканская и методистская церкви Великобритании приступили к процессу, который может в скором времени изменить лицо английского христианства. Эти церкви заключили соглашение, по которому обе стороны приняли на себя обязательство путем уступок и компромиссов в ближайшее десятилетие преодолеть все оставшиеся между собой разногласия и объединиться в единую организацию.


15.12.01 ЦЕРКОВЬ И МЕЧЕТЬ РАЗМЕСТИЛИСЬ В ОДНОМ ЗДАНИИ

Православная церковь и мусульманская мечеть разместились в одном здании, расположенном на территории колонии в поселке Ударный (Мордовия).

На фасаде дома соседствуют минарет с полумесяцем и купол с крестом. Это единственный прецедент подобного соседства в мире, утверждает руководство исправительного учреждения.

Храм Серафима Саровского заключенные начали обустраивать своими руками в декабре 1994 года. Большую помощь в его создании оказали администрация колонии и клирик Саранской епархии РПЦ священник Виктор Бякин, окормляющий осужденных мордовского Дубравлага.

Имам мечети Шакир Полванов, прибывший в Россию из Таджикистана, осужден за распространение наркотиков. Заключенный имам выражает сожаление, что СМИ акцентируют внимание на противоречиях между цивилизованным миром и странами ислама. По его мнению, на самом деле ислам является составной частью мировой цивилизации. «Православным и мусульманам делить нечего. Мы просто обязаны жить в мире и согласии», - говорит Шакир Полванов.

Rambler's Top100
since 4.07.2002
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
since 4.07.2002
since 4.07.2002
since 15.06.2002
since 4.07.2002
Hosted by uCoz